Части тела рыбы для детей

Части тела рыбы для детей

1) Вспомните, каких рыб вы знаете. Отгадайте загадки: «В воде они живут, нет клюва, а клюют», «У родителей и деток вся одежда из монеток». Отгадки подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных.

Мы знаем многих рыб: акулу, ската, окуня, щуку, карася, карпа, минтая, горбушу, семгу.

В этих загадках по-разному говорится о рыбах.

Клюют рыбы ртом мелких ракообразных, водоросли, а монетки – это рыбья чешуя.

Наличие чешуи и является отличительной особенностью рыб.

2) Изучите по рисунку строение тела рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображённых в учебнике.

Любая рыбы состоит из головы, туловища и хвоста. Между головой и туловищем расположены жаберные крышки, через которые рыба дышит. На туловище рыбы располагаются несколько плавников, которые помогают рыбе плавать. А вот хвост рыбы используют как руль.

У всех рыб, изображенных на рисунках в учебнике тоже есть эти части, но у каждой рыбы форма тела своя, также как и форма и размер плавников.

3) Догадайтесь, что нарисовано на правом рисунке. Используя монеты, постройте модель «одежды» рыб.

На рисунке справа показана рыбья чешуя, ее можно построить используя обычные монетки.

4) Рассмотрите речных и морских рыб, изображённых на рисунках. Назовите их. Проверьте себя с. 90.

Речные рыбы по порядку: окунь, щука, сом, лещ, ерш.

Морские рыбы по порядку: сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала.

5) Устно опишите одну из рыб по плану:

а) Название рыбы;

б) Речная или морская;

в) размеры (большая, средних размеров, маленькая);

г) форма тела; окраска туловища, плавников;

д) особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Описание морской рыбы Щука по плану для 1 класса

Это речная рыба, большого размера. Форма тела вытянутая, длинная, голова крупная, с широкой пастью, усеянной острыми зубами. Окраска туловища зеленоватая, плавников – красная.

Описание речной рыбы Камбала по плану для 1 класса

Это морская рыба. Небольшого размера, форма тела плоская, блинообразная. Окраска туловища серая, маскирующая, плавники чуть темнее по цвету. Голова камбалы плоская и глаза находятся не по бокам, а сверху. Плавники маленькие.

Домашнее задание

1. Кто такие рыбы?

Рыбы – это животные, живущие в воде, тело которых покрыто чешуей.

2. Приведите примеры речных рыб.

Примеры речных рыб: щука, сом, окунь, карась, плотва, лещ, язь, пескарь.

3. Приведите примеры морских рыб.

Примеры морских рыб: акула, камбала, сельдь, треска, марлин, минтай, морской окунь, тунец.

4. По какому плану мы описывали рыбу?

Описывая рыбу, мы обращали внимание на место ее обитания, размеры, окраску, форму тела, головы и плавников, прочие особенности внешнего вида.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 98

Московского района Санкт-Петербурга

Непосредственная образовательная деятельность на тему:

5. Развивать воображение, самостоятельность, муз-й слух и певческие навыки.

Предварительная работа:

1. Чтение литературы по теме «Рыбы»

2. Наблюдение за рыбками в аквариуме.

3. Рассматривание картинок о рыбах.

4. Загадывание загадок о рыбах.

Оборудование: Фотографии морских и речных рыб, схемы строения рыбы, раздаточный материал – рисунок рыбы с недостающим элементом ,красный маркер, «Определи по ритму» (муз Н.Г. Кононовой).

Ход занятия:

Воспитатель

Дети стоят полукругом. Сейчас я вам загадаю загадку.

«В воде озорница

Поплыли со мной!»

Кто это? О чем же мы сегодня будем говорить? Правильно.

Дети садятся на подушечки.

Ребята, а где живут рыбы?

Как рыбы дышат? Чем покрыто тело рыбы?

Ребята ,как называются рыбы,живущие в море?

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоёмах?

Как мы называем рыб, которые живут в аквариуме?

Что помогает рыбам передвигаться в воде?

Покажите ладошками ,как рыба машет хвостиком ,когда поворачивает, когда плывёт .

Давайте выясним ,чем все рыбы похожи, для этого составим модель рыбы и назовём части её тела.

Дети

Плавники, хвост, обтекаемая форма, гладкая поверхность

Работа со схемой.

» Части тела рыбы»

Назовите по указанным номерам части тела рыбы. (1-туловище, 2-голова, 3-рот, 4-глаз, 5-жабры, 6-плавники, 7-хвост, 8-чешуя).

Работа за столами с рисунками.

«Дорисуй, чего не хватает»

Рассмотрите рисунок рыбы и дорисуйте чего не хватает у рыбы.

Физкультминутка

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Игра «Найди дом для рыбки»

Догадайтесь, о какой рыбе идёт речь, и положите кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий.

Дети отвечают ,что дорисовали

Дети изображают резвящихся рыб

Педагог читает загадки. На дне,где тихо и темно,лежит усатое бревно.

Правильно ,это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей,на которой нет чешуи.

На дне один лежит плоский блин.

Мелкие камбалы встречаются на мелководье,крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна,что помогает ей защититься от врагов.

Хвостом виляет,зубастая, а не лает.

Щука –одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко, Зубастая,большая,я рыба морская.

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок ,ярко-красный плавничок.

Правильно , это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуёй.

Конспект урока "Рыбы. Строение тела рыб". 1-й класс

Цель урока: Познакомить учащихся с признаками и разнообразием рыб; изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб; установить связи между строением тела и отрезком жизни отдельных видов рыб; развивать интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник И.Грущинской «Природоведение», 1 класс, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Программное обеспечение: Презентация: «Рыбы. Строение тела рыб»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Читайте также:  Плюсы блондинок

2. Актуализация знаний.

Учитель: — С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?

— Я загадаю загадки, а вы их отгадайте.

— Осенью в щель заберется, а весной проснется? (муха)

-Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет? (бабочка)

— Нос долог, голос тонок.
Кто его убивает, тот свою
Кровь проливает? (комар)

— Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед? (пчела)

Учитель: — О ком загадки?

Учитель: — Кто такие насекомые?

Дети в рабочих тетрадях показывают, как они разукрасили жуков.

3. Объяснение нового материала.

На экране загадка о рыбах. (Слайд №2).

Учитель: — С каким видом животных мы сегодня познакомимся ?

Учитель: — Правильно! Муравьишка не знает, кто такие рыбы. Давайте поможем ему ответить на этот вопрос. А как вы думаете, кто такие рыбы? (Слайд №3).

Учитель: — В какой воде живут рыбы?

Учитель: — Значит, рыбы бывают речные и морские.

Какие рыбы живут в реке? (Показ слайдов №4-9).

Какие рыбы живут в море? (Слайды 10 – 15)

Работа по учебнику – с.78 — 79

В учебнике дети рассматривают речных и морских рыб.

-. Учитель: — Черепашка расскажет нам о строении рыб на примере красноперки (Слайд 16).Кто догадался, почему рыба так называется? (Слайд 17)Расскажите о строении рыбы (Слайд 18).

Работа детей в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.

Физкультминутка «Рыболов».

Рыболов, рыболов
Покажи свой улов!
Я поймал леща большого
И налима- вот такого!
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака…
А в ведерке два малька.

Работа со слайдами №19-21. Рассказ учителя о том, что рыбы прекрасно плавают в воде, о теле рыбы, о том для чего нужны плавники, хвост. Как дышат рыбы, как можно определить их возраст.

Слайд 22. Загадка. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. Что это?

Учитель: — Чем покрыто тело рыбы? (чешуей) (слайды 23 – 24)

Рассматривание чешуи на рисунке.

Работа детей в тетрадях. Рисование чешуек у рыбы.

Работа с учебником – с. 79

4. Закрепление нового материала:

1) Загадки

Учитель: — С какими животными познакомились на уроке?

Учитель: — А сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте!

Учитель показывает слайды с загадками и изображениями рыб к ним. (Слайды №25-29). Дети отгадывают.

2) Рассказ учителя о камбале (Слайды 30 – 31)

3) Работа в тетрадях.

— Узнайте рыб по силуэтам.

— Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.

5. Итог урока.

— Кто такие рыбы? (Слайд 32)

— На какие две группы делятся рыбы?

— Почему рыб называют речными?

— Почему рыб называют морскими?

— Чем покрыто тело рыб?

— Расскажите о строении рыбы?

Учитель оценивает работу детей на уроке. (Слайд №33).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Рыбы. Строение тела рыб"»

Природоведение, 1 класс

Строение тела рыб.

Презентация Кобелевой Ирины Александровны

В воде они живут. Нет клюва, а клюют.

Читайте также:  Язвы во рту у собаки лечение

Муравьишка живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Давайте расскажем ему.

Сейчас я расскажу вам о строении рыб на примере краснопёрки.

Почему эта рыба так называется?

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать. Есть ещё удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

Рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.

Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.

Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша.

Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл.

Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна.

Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва.

Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.

Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне.

Однажды проделали опыт: положили её в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба – вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли .

У камбалы-крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малёк камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим – на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться» на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector