Чем отличаются дикие животные от домашних детям

Чем отличаются дикие животные от домашних детям

Для одних животных родной дом – дикая природа, для других – тот, что создал для них человек. Эта разница в условиях существования наделяет тех и других собственными признаками. Рассмотрим, чем отличаются домашние животные от диких.

Какие животные считаются дикими, а какие – домашними

Дикими называют представителей фауны, живущих отдельно от людей, на воле. Они обладают своими характеристиками.

Дикие животные

Домашними являются животные, существующие по соседству с человеком. Произошедшие от диких представителей, они имеют генетический набор, сложившийся в процессе селекции, проводимой людьми в течение столетий.

Домашние животные к содержанию ↑

Сравнение

Признаков, составляющих отличие домашних животных от диких, достаточно много. Перечислим их.

Место существования

Естественная среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своем жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище.

Домашние животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.

Отношение к человеку

Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает.

Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.

Питание

Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму.

Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.

Самозащита

В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды.

Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.

Способность к обучению

Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.

Размножение в неволе

Приручить некоторых диких животных иногда бывает нетрудно. Но вряд ли в неволе они будут легко размножаться. Домашние животные благополучно размножаются, и подобная плодовитость зачастую приносит немалую выгоду для человека.

Польза для людей

Дикие животные могут служить для человека источником пищи, некоторых материалов, а также быть объектами эстетического наслаждения.

В чем разница между домашними животными и дикими? Домашние животные, помимо перечисленного, могут выполнять рабочие функции (охранять, перевозить грузы и т. п.). И, кроме того, нередко питомцы становятся животными-компаньонами, с которыми люди проводят досуг, с удовольствием общаются. При этом отмечается, что в доме с такими «друзьями» становится уютней, они помогают снять стресс, успокаивают.

Занятие по экологии «По каким признакам отличить диких животных от домашних?»

Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников по различным видам животных

Читайте также:  Трикстер койот

Задачи:

Учить детей различать принадлежность животных к дикой природе по ряду признаков.

Ход занятия.

В: Ребята, хотите посмотреть , какие я нашла картинки?

Какая между ними может быть связь?

(и в лесу, и на скотном дворе-обитают животные (какие?)

В: Как одним словом назвать лесных жив-х?(дикие), а тех, которые живут в постройках?(домашние)

Почему собаку, лошадь, козу – называют домашними? (т. к. не боятся человека, живут у людей, а человек создает для них усл для жизни-кормит, строит жилье, лечит, а они приносят пользу в хозяйстве: молоко, мясо, шкуры, перевозки)

Дикие животные живут на воле, сами добывают пищу, сами защищаются от врагов, от непогоды –сами строят жилье, сами выводят и заботятся о потомстве.

Вывод: Дикие и домашние животные отличаются :

Дикие животные приспособлены выживать в дикой природе, а домашние – приносить как можно больше пользы человеку. Но есть и общее: все звери-млекопитающие, они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.

В: посмотрите на картинку и определите : кто лишний?

В: В природе есть похожие животные (см картинку) Например:

Почему дикие и домашние животные похожи? (отв детей)

В: все домашние животные были когда-то дикими, пока человек их не приручил.

У всех домашних животных есть предки в дикой природе.

В: подбери пару каждому животному пару:

(детям предлагается подойти к столу, где разложены карточки с парными животными(домашнее+дикое) .

Вывод: все домашние животные когда-то были дикие, поэтому, они чем-то похожи, но и различаются от своих «собратьев»

В этом мы сможем убедиться:

Слайд : дикий кабан и свинья (дети по схеме рассказывают об этих животных).

Вывод: у домашней свиньи развиты признаки, которые полезны для человека, а у дикого кабана- те, что помогают выжить в дикой природе.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, если свинью выпустить в лес, сможет ли она выжить?

(нет , не сможет, т.к. неповоротлива, на коротких ножках не сможет убежать от хищников, не сможет добыть достаточно корма, т.к нет клыков, зимой замерзнет, т.к нет подшерстка как у кабана. Свинья привыкла к заботе человека.

А что будет если всех домашних животных выпустить на волю?(ответы детей)

В: будут искать нового хозяина или погибнут.

Продуктивная деятельность: изготовление загонов для животных из природного материала(веточек) и пластилина.

Манана Губиева
Занятие в средней группе «Сравнение домашних и диких животных»

Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя он врагов.

Упражнять умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра "Домашние и дикие животные".

Ход ЗАНЯТИЯ

Часть I. Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным.

Читайте также:  Скотишфолд описание породы

Часть II. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картинку с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать, потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой, на нее легко могут напасть волки, она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья — домашнее животное, а не дикое.

Аналогично проводится сравнение лося и коровы.

Часть III. Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру-соревнование "Кто больше даст правильных ответов". Надо определить, какое загадано животное: домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество.

Воспитатель одной команде загадывает загадку:

Где живет он? В самой чаще,

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед.

Но всего сильнее он

Любит долгие крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь)

После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным.

Второй команде загадывает загадку:

В подполье, в коморке,

Живет она в норке,

Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача — определить: мышь, какое животное — домашнее или дикое? Напрвляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь (это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое очень хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.

Считают очки, приветствуют победителей.

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.

Материал: карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда.

Ход игры: Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

"Путешествие по зимнему лесу"

Цель: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день.)

Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев, ёлками, покрытыми снегом.

Карточка с изображением зайцев-беляка, волка, лисы, сороки, белки.

Ход игры: играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное?". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя — в берлогу, зайца — под ёлку или под кустик, сороку на ветку дерева и т. д.).

Выигрывает тот, кто первым закрывает всю свою карту.

Цель: учить детей хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.

Читайте также:  Марал во время гона

Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда. Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе.

Ход игры: играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает карточку с тем или иным добрым поступком (например, дети убирают мусор, перевязывают веточки., спрашивает: "Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь.

"Исправь ошибку художника"

Цель: учить различать, где живут разные животные.

Материал:карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома, птичника, конуры. Карточки с изображением, прикрепленные к жилищу. Например, к курятнику — лошадь, к свинарнику собаку и т. д.

Ход: Дети должны найти ошибку и исправить ее, т. е. поместить животное туда, где оно живет и назвать жилище.

"Помогите лесным обитателям"

Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности — зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки.

Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней, голубей; белки.

Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением какого-либо животного и спрашивает: "Как помочь этому животному?", (лосям — сено, птицам — хлебные крошки, семечки, зерно.).

Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.

Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями.

Ход: Ведущий спрашивает: "Как помочь растению?". Дети отвечают (подрыхлить землю, полить, протереть пыль с листочков, пожалеть.).

"Помоги животному"

По аналогии с играми:

"Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению".

Цель: воспитать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью.

Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением "угощения".

Ход: Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости. и спрашивает: "Кто это любит?".

(кошке — рыбу, собаке — кость, свинье — желуди.)

"Кому нужна воды?"

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.

Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного.

Ход: Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый.

"Кто где может существовать?"

Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания.

Материал: карты с изображением лугов, степей, северных районов. Карточки с изображением животных и растений.

Ход: Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания.

"Природное сообщество луга, леса, водоема и степи".

Цель: Научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Материал: карточки с изображением животных и растений.

Ход: дети должны правильно выложить цепь питания. Например, лист — гусеница — птица.

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector