Формирование улитки происходит на

Формирование улитки происходит на

Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке, которая начинает колебаться в соответствии с частотой звуковых волн. Колебания барабанной перепонки передаются цепи косточек среднего уха и при их участии мембране овального окна. Колебания мембраны окна преддверия передаются перилимфе и эндолимфе, что вызывает колебания основной мембраны вместе с расположенным на ней кортиевым органом. При этом волосковые клетки своими волосками касаются текториальной мембраны и вследствие механического раздражения в них возникает возбуждение, которое передается далее на волокна преддверно-улиткового нерва.

Слуховой анализатор человека воспринимает звуковые волны с частотой их колебаний от 20 до 20 тыс. в секунду. Высота тона определяется частотой колебаний: чем она больше, тем выше по тону воспринимаемый звук. Анализ звуков но частоте осуществляется периферическим отделом слухового анализатора. Под влиянием звуковых колебаний прогибается мембрана окна преддверия, смещая при этом какой-то объем перилимфы.

При малой частоте колебаний частицы перилимфы перемещаются по вестибулярной лестнице вдоль спиральной мембраны по направлению к геликотреме и через нее по барабанной лестнице к мембране круглого окна, которая прогибается иа такую же величину, что и мембрана овального окна. Если же действует большая частота колебаний, возникает быстрое смещение мембраны овального окна и повышение давления в вестибулярной лестнице. В результате спиральная мембрана прогибается в сторону барабанной лестницы и реагирует участок мембраны вблизи окна преддверия. При повышении давления в барабанной лестнице изгибается мембрана круглого окна, основная мембрана благодаря своей упругости возвращается в исходное положение. В это время частицы перилимфы смещают следующий, более инерционный участок мембраны, и волна пробегает по всей мембране. Колебания окна преддверия вызывают бегущую волну, амплитуда которой возрастает и максимум ее соответствует какому-то определенному участку мембраны. По достижении максимума амплитуды волна затухает. Чем выше высота звуковых колебаний, тем ближе к окну преддверия находится максимум амплитуды колебаний спиральной мембраны. Чем меньше частота, тем ближе к геликотреме отмечаются наибольшие ее колебания.

Установлено, что при действии звуковых волн с частотой колебаний до 1000 в секунду в колебание приходит весь столб перилимфы вестибулярной лестницы и вся спиральная мембрана. При этом их колебания происходят в точном соответствии с частотой колебания звуковых волн и вызывают потенциалы действия такой же частоты в слуховом нерве. При частоте звуковых колебаний свыше 1000 колеблется не вся основная мембрана, а какой-то ее участок, начиная от окна преддверия. Чем выше частота колебаний, тем меньший по длине участок мембраны, начиная от окна преддверия, приходит в колебание и тем меньшее число волосковых клеток приходит в состояние возбуждения. В слуховом нерве в этом случае регистрируются потенциалы действия, частота которых меньше частоты звуковых волн, действующих на ухо, причем при высокочастотных звуковых колебаниях импульсы возникают в меньшем числе волокон, чем при низкочастотных колебаниях, что связано с возбуждением лишь части волосковых клеток.

При действии звуковых колебаний в кортиевом органе происходит пространственное кодирование звука. Ощущение той или иной высоты звука зависит от длины колеблющегося участка основной мембраны, а следовательно, от числа расположенных на ней волосковых клеток и от места их расположения. Чем меньше колеблющихся клеток и чем ближе они расположены к окну преддверия, тем более высоким воспринимается звук. Колеблющиеся волосковые клетки вызывают возбуждение в строго определенных волокнах слухового нерва, а значит, и в определенных нервных клетках головного мозга.

Сила звука определяется амплитудой звуковой волны. Ощущение интенсивности звука связано с различным соотношением числа возбужденных внутренних и внешних волосковых клеток. Поскольку внутренние клетки менее возбудимы, чем внешние, возбуждение большого их числа возникает при действии сильных звуков.

Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки. Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.

Дифференцировка отделов слухового анализатора, которые расположены в головном мозге, проявляется в формировании клеточных слоев, в увеличении пространства между клетками, в росте нейронов и изменении их структуры: в увеличении числа отростков, шипиков и синапсов.

Подкорковые структуры, относящиеся к слуховому анализатору, созревают раньше, чем его корковый отдел. Их качественное развитие заканчивается на 3-м месяце после рождения. Корковые ноля слухового анализатора приближаются к взрослому состоянию к окончанию дошкольного возраста.

Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения. Уже у новорожденных возможно осуществление элементарного анализа звуков. Первые реакции на звук носят характер ориентировочных рефлексов, осуществляемых на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях. Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком.

Ориентировочная реакция на звук появляется у младенцев на первом месяце жизни и с 2–3 месяцев принимает характер доминанты. Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2 месяцев. Дифференцирование разнородных звуков отчетливо совершенствуется с 2–3 месяцев. В 6–7 месяцев дети дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного на 1–2 и даже на 3–4,5 музыкального тона.

Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6–7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители и изменении порога слышимости. Порог слышимости уменьшается, острота слуха увеличивается к 14–19 годам, затем они постепенно изменяются в обратном направлении. Изменяется также чувствительность слухового анализатора к разным частотам. С рождения он "настроен" на восприятие звуков человеческого голоса, причем в первые месяцы – высокого, негромкого, с особыми ласкательными интонациями, получившего название "baby talk", именно таким голосом большинство мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами. С 9-месячного возраста ребенок может различать голоса близких ему людей, частоты различных шумов и звуков повседневной жизни, просодические средства языка (высота тона, долгота, краткость, различная громкость, ритм и ударение), прислушивается, если с ним заговаривают. Дальнейшее повышение чувствительности к частотным характеристикам звуков происходит одновременно с дифференциацией фонематического и музыкального слуха, становится максимальной к 5–7 годам и в значительной степени зависит от тренировки. Во взрослом и пожилом возрасте частотные характеристики слухового восприятия также изменяются: до 40 лет наименьший порог слышимости падает на частоту 3000 Гц, в 40–49 лет – 2000 Гц, после 50 лет – 1000 Гц, с этого возраста понижается верхняя граница воспринимаемых звуковых колебаний.

Читайте также:  Волк в сидячем положении

Слух-это способность организма воспринимать звуковые ко­лебания через сложную систему костных, мембранных и жидкостных образований наружного и среднего уха, рецепторный аппарат внут­реннего уха и соответствующие структуры центральной нервной системы.

Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая. Долька ушной рако­вины (мочка) имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2 лет жизни ребен­ка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в шири­ну. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий, длинный (около 15 мм), круто изогнут, имеет сужения на границе расширенных медиального и латерального его отде­лов. Стенки наружного слухового прохода хрящевые, за ис­ключением барабанного кольца. Выстилающая наружный проход кожа тонкая, нежная. У ребенка 1 года длина наруж­ного слухового прохода около 20 мм, у ребенка 5 лет — 22 мм.

Барабанная перепонка у новорожденного относитель­но велика. Ее высота равна 9 мм, ширина, как и у взросло­го, — 8 мм. Наклонена барабанная перепонка у новорож­денного сильнее, чем у взрослого. Угол, который она об­разует с нижней стенкой наружного слухового прохода, равен 35-40°.

Барабанная полость у новорожденного по размерам мало отличается от таковой у взрослого человека, однако она кажется узкой из-за утолщенной в этом возрасте слизи­стой оболочки. К моменту рождения в барабанной полости находится жидкость, которая с началом дыхания поступает через слуховую трубу в глотку и проглатывается. Стенки барабанной полости тонкие, особенно верхняя. Задняя стен­ка имеет широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пе­щеру. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Слуховые косточки имеют размеры, близкие к таковым у взрослого человека. Слуховая труба у новорожденного прямая, широ­кая, короткая (17-21 мм). В течение первого года жизни ребенка слуховая труба растет медленно, на втором году быстрее. Длина слуховой трубы у ребенка 1 года равна 20 мм, 2 лет — 30 мм, 5 лет — 35 мм, у взрослого человека состав­ляет 35-38 мм. Просвет слуховой трубы суживается посте­пенно: от 2,5 мм в 6 мес. до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6-летнего ребенка.

Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Костные стенки полукружных каналов тонкие, постепенно утолща­ются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височ­ной кости.

Нарушения развития рецепторного аппарата (спираль­ного органа), недоразвитие слуховых косточек, препят­ствующее их движению, ведут к врожденной глухоте. Де­фекты положения, формы и строения наружного уха (уродства), как правило, связаны с недоразвитием ниж­ней челюсти (микрогнатия) или даже ее отсутствием (агнатия).

Звук характеризуется четырьмя параметрами: частотой, интен­сивностью, длительностью и звуковым спектром. Этим параметрам соответствуют слуховые ощущения: высота звука, его громкость и тембр.

Слуховая система совместно с другими сенсорными системами обеспечивает ориентацию человека в пространстве: она позволяет определить удаленность источника звука и угол отклонения его от средней линии.

Кроме того, она играет важную роль во всем спектре чувствен­ных ощущений — от осознания опасности до предвкушения удо­вольствия. Она также имеет большое значение в обеспечении ком­муникативной функции человека.

Слуховая система чувствительна к частоте звука в диапазоне от 1-2 Гц до 20 кГц.

Чувствительность к силе звукового раздражения зависит от его частоты. Максимальная чувствительность слуха (т. е. низкие поро­ги раздражения, вызывающие ощущение звука) у человека лежит в пределах от 1000 до 4000 Гц. С повышением частоты звука чувстви­тельность к силе звукового раздражения значительно снижается.

Следующая характеристика звука — его громкость — измеря­ется в децибелах.

Важным является то, что слуховая система способна адаптиро­ваться к звуковым раздражениям. Длительное действие одного и того же звука снижает чувствительность к нему. В механизме адап­тации решающую роль играет изменение интенсивности звукового сигнала за счет трех факторов:

1) натяжения барабанной перепонки и ограничения подвижнос­ти стремечка среднего уха;

2) активации ретикулярной формации среднего мозга, которая угнетает активность слуховой коры;

3) возвратного торможения от корковых структур на подкорко­вые слуховые центры.

Функциональная задача слуховой системы человека — распоз­навать неречевые и речевые сигналы.

Формирование системы слуха начинается во внутриутробном периоде. На 4-й неделе эмбрионального развития происходит выделение внутреннего уха из зародышевой нервной системы, и по­чти сразу же происходит его разделение на две доли: кохлеарную и вестибулярную. К 7-й неделе образуется первый виток улитки. На 9-10-й неделе улитка имеет уже 2,5 витка, как у взрослого че­ловека, но высота ее составляет всего 3 мм. Формы, характерной для взрослого человека, улитка достигает на 5-м месяце развития плода.

Развитие кортиева органа улитки начинается с базальных отде­лов. Верхушечная часть кортиевого органа достигает зрелости в последнюю очередь.

Важнейшим моментом в развитии слуховой системы является миелинизация волокон слухового нерва. Время миелинизации ство­ловой части слуховой системы человека очень короткое-с конца 5-го до 9-го месяца внутриутробной жизни. Миелинизация же таламокортикальных путей слуховой системы заканчивается только к 4 годам. Поэтому лишь с этого возраста ассоциативные, условно-реф­лекторные функции мозга способны обеспечивать работу слуховой системы в полном объеме.

В возрасте от 1 года до 2 лет происходит постеленное исчезнове­ние границ между 1-4-м слоем коры головного мозга, формирует­ся поле 41 (слуховое) коры мозга. Но в этом возрасте ребенка кора поля 41 отличается от таковой у взрослых меньшей шириной и ве­личиной клеток. Эти различия сохраняются даже у 7-летнего ребен­ка, это говорит о том, что слуховая система ребенка этого возраста функционально еще не является полностью зрелой. Чувствитель­ность к звуку достигает максимума лишь к юношескому возрасту. Следовательно, слуховая система человека совершенствуется на протяжении многих лет. Однако способность реагировать на звук появляется еще в пренатальном периоде. Об этом свидетельствуют изменения сердцебиения плода в ответ на звуковые сигналы из внеш­ней среды.

В период новорожденности дети могут различать звуки, разня­щиеся по высоте на одну октаву, воспринимать изменения в тембре, различать время прихода звукового сигнала к левому и правому уху.

Чувствительность слухового анализатора к чистым тонам ста­новится максимальной в период между 19 и 30 годами. После 35 лет слуховая чувствительность, особенно к высоким частотам и звукам речевого диапазона, снижается.

В зрелом возрасте в слуховой системе появляются атрофические изменения, что проявляется уменьшением числа ганглиозных кле­ток улитки. К 50 годам наблюдаются атрофические изменения спи­рального ганглия, нервных волокон, идущих от кортиева органа, центральных слуховых путей.

Следует отметить, что ослабление свойств слуховой системы начинается еще в юношеском возрасте и становится заметно выра­женным к 40-50 годам, но это касается прежде всего восприятия тех звуков, с которыми человек «контактирует» редко. Разнообра­зие звуковой среды и постоянная тренировка слуха способствуют его сохранению.

Читайте также:  Буйволы в дикой природе видео

До 30 лет большинство людей способно воспринимать высокие частоты — от 16 до 20 кГц, но после 35 лет граница воспринимае­мых высоких частот снижается до 15 кГц (если нет специальной тре­нировки) и к 65 годам — до 10 кГц.

Возбудимость и лабильность слуховой системы с возрастом тоже снижаются. У людей преклонного возраста в 8-10 раз по сравне­нию с молодыми снижается способность выделения речевого сиг­нала из шума.

Снижение слуха (при отсутствии патологии) с возрастом обус­ловлено в первую очередь снижением возможностей звукорецептирующей и анализирующей систем нервных образований.

Возрастные изменения слуховой функции можно разделить на три категории:

1. Нарушения проведения звука. Эти нарушения связаны со сни­жением количества передаваемой звуковой энергии слуховому ап­парату. Такое снижение обусловлено тем, что подвижность тимпально-косточковой системы с возрастом уменьшается.

2. Нарушения восприятия звука. Как правило, после 45-50 лет количество волосковых клеток кортиевого органа уменьшается, в межклеточных контактах ухудшается выделение нейромедиатора. В результате снижается количество сигналов, поступающих в цент­ральную нервную систему, и страдают процессы дифференцирова­ния слуховой информации (по сравнению с тем же в более ранних возрастных периодах).

3. Центральные нарушения связаны с уменьшением лабильно­сти нейронов и их подкорково-корковых связей.

В преклонном возрасте нередко наблюдается старческая туго­ухость, которая обусловлена прежде всего изменениями в звуковоспринимающем отделе слухового анализатора. Однако следует от­метить, что снижение слуха не всегда связано с возрастными физио­логическими изменениями, его причиной могут стать постоянно действующие шумы среды обитания человека. Эти шумы, воздей­ствуя на вегетативную нервную систему, вызывают у че­ловека стрессовое состояние.

Существует прямая зависимость между интенсивностью, продол­жительностью и повреждающим действием шума.

Продолжительность воздействия, интенсивность и психическая оценка игра­ют решающую роль в восприятии значимых сигналов. Так, например, весьма крат­кие и очень громкие шумы могут вызывать только механические, не восстанавли­ваемые повреждения звукопроводящей системы уха. Как правило, вначале возни­кают психические и вегетативные реакции, а по прошествии многих лет — по­вреждения слуха.

По мере увеличения силы звукового воздействия его поврежда­ющий эффект наблюдается у все большего числа лиц, подвергав­шихся этому воздействия в течение определенного времени (напри­мер, 5 часов). Так, при

силе звука (дБ) страдает (% лиц)

И чем больше сила звука, тем быстрее повреждается звуковой анализатор. Так, если звук силой 80 дБ, воздействующий в течение 8 часов, не повреждает слуховую систему, то увеличение его до 90 дБ ведет к нарушениям слухового анализатора уже через 25 мин, и соответственно: 95 дБ — 5 мин, 100 дБ — 2 мин, 105 дБ — 0,5 мин.

Развитие периферических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к моменту рождения. Корковые отделы анализатора, представленные в височной области, завершают свое развитие на довольно поздних этапах онтогенеза. Миелинизация проводникового отдела заканчивается к 4 годам жизни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала завершается к 10 годам. Среднее ухо у новорожденного ребенка заполнено слизистой жидкостью, от которой оно освобождается постепенно в течение месяца. Однако восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем свидетельствуют появление шевелений плода и учащение сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального рода. На сильный звук новорожденный реагирует общим вздрагиванием, сокращением мимических мышц, закрыванием глаз, открыванием рта, выпячиванием губ, урежением дыхания и пульса, условный мигательный рефлекс на звук образуется в конце 1-го месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) снижен , но улучшается в конце 2-го — начале 3-го месяца жизни. Реакция на звуки, различающиеся на 4-7 тонов, возможна на 3-м или 4-м месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4 — 1/2 тона) ребенок достигает в 6-7 мес.

При исследовании слуха у детей в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребёнка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли он и плачет ли таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.

В возрасте 4-7 месяцев у родителей узнают, делает ли ребенок попытки поворачиваться к источнику звука, а также характер его голоса. В 7-9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребёнка локализовать источник звука. В возрасте 9-12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, должны касаться особенности локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера речевых звуков ребенка.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют звучащие игрушки, предварительно калиброванные шумомером, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широкополосный шумы различной интенсивности. Фиксируют различные реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс (рефлекс Моро) — экстензию тела и обнимающиe движения рук, изменение пульса, зрачковый рефлекс и др.

Реакция считается положительной, если новорожденный 3 раза отвечает на один звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: слышит ребенок или не слышит? Детей, подозрительных в отношении тугоухости, следует отбирать для наблюдения и обследования.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32000 Гц), взрослый — от 16 до 20000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов.

Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, 65 до 100 дБ — сильному шуму, а выше 100 дБ — болезненно сильному шуму. При утрате способности воспринимать звуки 30 до 70 дБ наблюдается затруднение при разговоре. При способности воспринимать звуки громкостью не менее 90 дБ (более слабые звуки не воспринимаются) констатируют почти полную глухоту. На развитие слуха у ребенка решающее влияние оказывает тренировка, особенно занятия музыкой.

Резервы слуховой системы. Морфологическое резервирование слуховой системы обусловлено тем, что в кортиевом органе челове­ка около 25-30 тыс. рецепторов и приблизительно столько же во­локон и клеток спирального ганглия. В стволовых ядрах улитки около 90 тыс. клеток, в нижних буграх четверохолмий и внутреннем коленчатом теле по 400 тыс. нейронов, в слуховой: коре — 10 млн нейронов.

Функциональные резервы слуховой системы обеспечиваются полимодальностью, полисенсорностью и пластичностью ее нервных элементов.

Резервирование слуховой системы обеспечивается, в частности, ее связями с двигательной, зрительной и другими сенсорными сис­темами. Резервирование слуховой системы коры обеспечено также межполушарными связями, дублирующимися в трех корковых по­лях, и практически полным дублированием функций слухового ана­лиза в первичных подкорковых центрах: задних буграх четверохолмий и медиальных коленчатых телах таламуса. Резервы слуховой системы поддерживаются большим количеством связей слуховой области коры с моторной, ассоциативной лобной и теменной ко­рой.

Читайте также:  Ананас спелость

Неспецифические для слуховой системы раздражения, например световые, вызывают реакции нейронов во всех центральных слухо­вых структурах. Благодаря этому реакции слуховой системы на зву­ковые сигналы усиливаются под воздействием светового раздражи­теля (в хорошо освещенном помещении слуховая чувствительность выше). В лабораторных условиях быстрая смена освещенности на затемнение вызывает у испытуемых звуковые ощущения. Этот при­ем используется клиницистами для тренировки и улучшения слуха у человека.

Цветовое раздражение сетчатки глаза по-разному сказывается на слуховой чувствительности. Освещение зеленым цветом обостряет слух, а красным цветом — ухудшает его. Депривация зрения повы­шает слуховую чувствительность. То же происходит и при сенсиби­лизации тактильной чувствительности.

В случаях снижения слуховой чувствительности при дисфункци­ях нервных слуховых структур восстановление ее возможно путем электростимуляции слухового нерва методом чрезкожного воздей­ствия. Такой метод применяется, например, при лечении больных с нейросенсорной тугоухостью: стимуляция слухового нерва активи­рует работу слуховых корковых полей, увеличивает реакции на зву­ковые раздражения других корковых полей, имеющих полисенсор­ные нейроны, и за счет механизмов пространственной суммации облегчает восприятие слуховых сигналов.

Повреждение первичных и вторичных слуховых полей не при­водит к нарушению распознавания частоты звука, но если к этому присоединяется повреждение вторичной сенсомоторной коры, та возможность распознавания частотных характеристик звука пол­ностью прекращается. Следует отметить, что двустороннее повреждение слуховой коры не исключает выработку условных рефлексов на звук, это происходит за счет реализации активности резервных полисенсорных нейронов других областей мозга. Поражение слу­ховой коры не приводит и к грубым нарушениям пространственно­го слуха. Резервные возможности в этих случаях реализуются за счет затылочно-теменных и височных областей коры.

Снижение слуховой функции в раннем детском возрасте затруд­няет или полностью исключает развитие речевой функции, вызыва­ет отставание в умственном развитии.

Снижение слуха в пожилом возрасте приводит к ограничению контактов человека с окружающими, хроническому стрессовому состоянию, что в свою очередь еще более снижает слух. Своевре­менная коррекция звуковосприятия предохраняет человека от по­следствий, возникающих в результате снижения слуха.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 2242 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формирование органа слуха является одним из самых сложных процессов органообразования у человека. В дифференциации тканей висцерального скелета на 4-й неделе внутриутробной жизни появляется зачаток внутреннего уха, а в последующем, к 7-й неделе, и элементы среднего уха.

Внутреннее ухо развивается на основе образования утолщения эктодермальной пластинки («плакода») с дальнейшим ее погружением в мезодерму и образованием слухового пузырька, заполненного эндолимфой. Из верхнемедиального отдела пузырька последовательно отшнуровываются эндолимфатический ход и элементы лабиринта. Нижние части пузырька дают начало формированию улитки.

Постепенно возникают чувствительные рецепторы и первоначально единственный ganglion acusticum распадается на два нервных образования ganglion vestibulare и ganglion cochleare. Окостенение лабирипта в целом, которое происходит к 5-му месяцу внутриутробной жизни, процесс сложный и постепенный. Если отделы внутреннего уха, составляющие собственно лабиринт, проходят период превращения хряща в кость через спонгиозную стадию, то окостенение улитки происходит без предварительного перехода в хрящ.

Таким образом, к 7—8-му месяцу эмбриональной жизни возникает компактная кость лабиринтной капсулы. К этому сроку сама височная кость состоит из трех частей — пирамиды, барабанного кольца и чешуи. К концу 7-го месяца начинает развиваться сосцевидная часть височной кости. В дальнейшем происходит окончательное формирование, которое закапчивается в течение первого года жизни [Калина В. О., Kmita В.].

Процесс развития внутреннего уха человека неразрывно связан с образованием другого, не менее важного по значению для функции слуха разделом анализатора, — формированием среднего уха. В конце 1-го месяца внутриутробной жизни из дорсального углубления первого внутреннего эктодермального кармана образуются барабапная полость и слуховая труба, которые носят в этот период общее наименование — recesses tube — tympanicus.

Их дифференцировка происходит только па 8-й педеле. Это пространство в утробной жизни не заполняется воздухом, а содержит миксоидную ткань, которая окутывает слуховые косточки. Согласпо данным исследований Bast и Anson, функциональные элементы среднего уха образуются из различных отделов первой и второй жаберных дуг. Так, тело наковальпи и головка молоточка развиваются из первой жаберной дуги, а длиппый отросток наковальни, рукоятка молоточка и ножки стремечка образуются из мезенхимы второй жаберной дуги. Отдельно на 6-й неделе идет формирование основания стремечка из капсулы лабиринта.

Окостенение слуховых косточек, как правило, начинается в конце 3-го месяца внутриутробной жизни и заканчивается к моменту рождения ребенка. До этого периода все стенки барабанной полости и слуховые косточки состоят из хрящевой ткани. Постепенный процесс окостенения стенок барабанной полости заканчивается только к 7-му месяцу внутриутробной жизни. Параллельно этому из мезенхимной ткани, выполняющей барабанную полость, происходит формирование мышц и связок барабанной полости, которые достигают своего полного развития к 8-му месяцу эмбриональной жизни [Demanez J. P.].

He менее сложным является процесс пневматизации височной кости, начало которой отмечается с момента образования recessus tubo-tympanicus. Антральная полость формируется па 21-й неделе утробной жизни плода. У новорожденных antrum выполнен миксоидной ткапыо, которая вскоре после рождения рассасывается, образуя воздухоносную полость. Постепеппо путем сложных превращений различных по строепию тканей происходит возникновение новых воздухоносных полостей уже на первом году ЖИЗНИ ребенка. Основной этап развития сосцевидного отростка с его ппевматизациой завершается у большинства детей к 3—5 годам жизни [Выренков Ю. Е.].

Известно, что наружное ухо формируется из элементов, окружающих первую жаберную щель. Образование cavi-tas conchae и окружающих ее шести бугорков относится ко 2-му месяцу утробной жизни. Эпителиальная трубка, являющаяся продолжением cavum conchac, образует в дальнейшем наружный слуховой проход. Одновременно появляется и барабапная перепонка, которая возникает из ментальной пластинки первичного слухового прохода. К моменту рождения ребенка костный отдел слухового прохода еще отсутствует и окончательное его формирование происходит в течение последующих 1— 1,5 лет [Кручинский Г. В.].

Таким образом, эмбриональное развитие органа слуха является сложным и продолжительным процессом, в котором участвуют разнообразные по строению и происхождению ткани. Длительность периода формирования наружного, среднего и внутреннего уха, сложность превращения тканей на различпых этапах создают множество условий для нарушений развития органа слуха, разнообразных по характеру и тяжести.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector