Японка и осьминог

Японка и осьминог

Возможно, любителям аниме, поклонникам таланта певицы Нетты и великого Кодзимы кажется, что они знают о Стране восходящего солнца всё, однако это не так. Отношение японцев к интимной жизни кардинально отличается от восприятия «западного» человека, выросшего в тисках христианской морали.

Влажная роза
Опять распустилась
В тумане
Счастье осталось
На кончике языка

Рубоко Шо

Гравюры на эротические темы, или сюнга, отражают отношение японцев не только к сексу, но и к жизни в целом.

Сюнга — это часть изобразительного искусства укиё-э («образы изменчивого мира»), возникшего в средневековой Японии.

Простые будничные радости: цветение сакуры, восход луны, немного винишка, стремительный поток, уносящий от «суеты и тлена» в квартал удовольствий, где тебя уже ждет гейша или юдзё, — так японцы понимали укиё-э и писали картины на эти сюжеты.

Район красных фонарей (в местной культуре — «зеленые дома») Ёсивара был источником вдохновения для художников. Впоследствии слово «укиё-э» стало также пониматься как «мир мимолетных наслаждений».

«Сюнга» в буквальном переводе означает «весенние картинки». Кроме стандартной метафоры возрождения и полноты жизни, в японском языке образ весны используется еще и как эвфемистичная замена секса.

Эротическая гравюра стала популярной в период Эдо (XVII–XIX века), хотя истоки этого жанра живописи следует искать еще в эпохе Хэйан (VIII–XII столетия). Художники той поры вдохновлялись модным в кругах аристократии мануалом по технике секса — «книжками у изголовья», прибывшими из Китая трудами по искусству любви и пособиями по медицине (там врачеватели не скупились на изображения голых людей). У японцев есть замечательная национальная особенность: они умеют ювелирно заимствовать чужое, трансформировать его под себя, и на выходе получается порой что-то совершенно уникальное (начиная с иероглифики и заканчивая геополитической моделью). У китайцев, корейцев, монголов существуют подобные эротические гравюры, но только сюнга впоследствии было суждено стать чрезвычайно популярным видом искусства и повлиять на всю мировую сексуальную культуру.

Когда жанр начал развиваться, недорогих технологий копирования не существовало, а потому только люди из высшего сословия могли позволить себе подобную роскошь. Широкое распространение в XVIII–XIX веках ксилографии (техника печати на дереве) привело к массовому производству гравюр, снижению цен и масштабному тиражированию такой продукции среди «третьего сословия».

Городской обыватель, торговец, ремесленник, те, кому дорогие публичные дома были не по карману, применяли ее для удовлетворения сексуальных нужд прямо у себя дома.

Все это, конечно, приносило баснословную прибыль издателям.

Период Эдо считается золотым веком не только живописи, но и японской поэзии и литературы. Эротические свитки гармонировали с текстами эротического же содержания (своего рода пояснительными записками).

Функционал у сюнга был разный. Для суеверных горожан — оберег от пожаров, для самураев — от смерти (а в долгих путешествиях эти же картинки делали процесс мастурбации более приятным), для подростков и взрослых, особенно для новобрачных, — сексуальный учебник и инструкция по применению, наподобие индийской Камасутры. Кроме того, такая продукция служила каталогом «товара» Ёсивары и иллюстрациями любовных новелл. Ну и главное: со временем из разряда дешевого порно, выполняющего чисто утилитарную функцию, сюнга благополучно превратилась в жанр искусства, которому отдали дань практически все признанные японские художники.

Живописцы заигрывали и с религиями (буддизм и синтоизм), и с мифами, будь то каппа или тэнгу. На гравюрах изображались как фольклорные и литературные герои, боги и демоны, так и куртизанки из Ёсивары, самураи, домохозяйки, простые горожане, актеры кабуки (голливудские звезды эпохи Эдо), дети, монахи.

Читайте также:  Щенок хватает за ноги

Нередки сцены из обычной жизни: жена ловит своего мужа, соблазняющего горничную, за парой шпионит любопытный слуга, а мыши подражают человеческим любовным играм.

Героями эротических гравюр становились люди разных сословий и сексуальной ориентации — гетеро и геи (нансёку оставалась неприкосновенной и естественной частью национальной культуры, особенно распространены такие отношения были в религиозных и военных общинах), фетишисты и вуайеристы, разного рода извращенцы. Триада жена — гейша — проститутка, в которой существовали японские мужчины, вообще напоминает идеальную полиаморию.

В сюнга гендерная идентификация не всегда была очевидной и нередко становилась не такой уж и важной. Специалист по Японии Джошуа Мостоу говорит, что, если вы видите на гравюре двух сношающихся мужчин, именовать их просто «геями» будет некорректно. На тот момент в Японии существовала более сложная, чем банальные бинарные конструкции, система гендерных ролей.

На гравюрах можно встретить множество самых неожиданных аллегорий и безжалостных метафор. Так, на иллюстрации «Сон жены рыбака» из серии «Юные сосны» Кацусики Хокусая ама (девушка, ныряющая за жемчугом) совокупляется с осьминогом — существом, символизирующим в японской культуре оргазм. Онна Дарума, женское воплощение основателя дзен-буддизма, плывет по реке на грибе-фаллосе (опять же традиционная образная параллель).

Тануки (енотовидные собаки-оборотни из японского фольклора) используют свои тестикулы или мошонку как крышу от ливня, для ловли рыбы или в драке с соплеменниками.

Нередко художники прибегают к приему уподобления, или митатэ, который представляет собой наглядный синтез прошлого и настоящего, бренного и вечного, когда древние персонажи встраиваются в современную, часто сиюминутную мизансцену.

Восприятие самой сексуальности и того, что возбуждает, в Японии иное. На гравюрах практически нет изображений полностью нагих людей. Жителей Страны восходящего солнца провоцировали и будоражили детали, когда пикантная ситуация видна не сразу: оттопыренные уши, чуть приоткрытая шея, ступни напоказ, изящные пальцы. Единственное, что вы точно не пропустите, так это гипертрофированные грандиозные гениталии (и женские, и мужские), которые выглядят так, будто кто-то хотел накачать колесо грузовика, но перепутал.

Однако не все картины столь одиозны. На гравюрах запечатлены как огромные фаллосы, телесная эквилибристика, эякуляция, так и нежное блаженство, явно выразившееся на лице. А еще безусловное обоюдное согласие и любовь — это отличает японскую живопись от западной: женщина в сюнга далеко не всегда пассивный объект страсти.

Иногда партнерша действительно находилась в позиции подчинения, но чаще доминировала над мужчиной или была наравне с ним.

Гендерная стигматизация на японских гравюрах отсутствовала — чего, конечно, не скажешь о реальной жизни. В эпоху династии Токугава существовал своего рода домострой, где женщинам отводилась далеко не первая роль.

Японские власти (в период Эдо — военное правительство, возглавляемое тиранами-сегунами) долгое время пытались выработать однозначное отношение к фривольным картинам, но наталкивались на вечные вопросы: что считать эротикой, а что — порнографией? Что есть искусство, а что — непристойность? С определенной периодичностью они то вносили сюнга в список наказуемых деяний, то легализовали. Известному художнику Сукэнобу Нисикаве, например, запретили рисовать скабрезные картинки, но он продолжал заниматься этим ремеслом. Гения укиё-э Китагаву Утамаро посадили под домашний арест за изображение политика, объединителя Японии Тоётоми Хидэёси, в непристойном контексте.

Что касается религий, укоренившихся в Японии, то коитус жестко не регламентируется ни синтоизмом, ни буддизмом, ни конфуцианством. Интимная сфера в целом рассматривалась не с позиций морали и нравственных основ. Значение имело разве что социальное происхождение, а главным принципом было получение удовольствия и наслаждение. Канонические тексты типа «Нихонги» («Анналы Японии») и «Кодзики» («Записи о деяниях древности») поощряли плотские утехи людей, поскольку они ничем не отличались от развлечений богов.

Читайте также:  Кот кашляет и задыхается

Закрытая Страна восходящего солнца сама вырабатывала свои поведенческие установки. Пока ее не открыли европейцы.

В западной истории сексуальная этика и христианская религия переплелись настолько крепко, что отношение к эросу как к греху стало догмой: с появлением новой веры сексуальность постепенно подавлялась, а к концу III века и вовсе оказалась под запретом. Затем наступило Средневековье с его идеализированным аскетизмом. В эпоху Реформации этот храм целомудрия пошатнулся, но в результате снесло лишь крышу. И наконец пришел XIX век с пуританско-репрессивной моралью, где чего ни коснись, все превращается в разврат, а деяния типа мастурбации считаются психическим заболеванием.

Для японцев секс как таковой не был чем-то постыдным. Даже больше — они относились к нему с юмором. Из-за долгой изоляции христианская экспансия морализаторства страну не коснулась. Но в середине XIX века военная эскадра США под командованием Мэттью Перри прорвала плотный занавес, отделявший Японию от остального мира. Откровенность и сатиричность половой жизни вызывала одновременно восторг и ужас у иностранцев.

Добропорядочные христиане были шокированы реалистичностью деталей и фантастическими пропорциями половых органов, изображенных на картинах.

Чтобы «догнать» западную цивилизацию, в 1872 году новая администрация императора Мэйдзи приняла законодательство о цензуре: сюнга официально запретили, ее производство начали всячески пресекать (хотя подпольно оно продолжалось). Гомоэротические темы также стали аморальными и непозволительными.

Конечно, в европейских художественных произведениях можно найти картины пикантного содержания, но они просто блекнут на фоне сюжетов, изящества и легкого отношения к сексу самих японцев. Эдмон де Гонкур в своей книге про Хокусая пишет, что в западной культуре существовало религиозное и мистическое измерение любви и секса, в то время как в Японии оно совершенно земное и естественное. Это такая же сфера человеческого бытия, часть повседневности, как чистка зубов по утрам (только реже) или похмелье после большой дозы саке. Сюнга не была уникальна — она была радикальна.

Но для европейских художников никакого запрета не существовало. Волна японской живописи накрыла выдающихся мастеров: Ван Гога, Эдуарда Мане, Эгона Шиле, Поля Сезанна, Густава Климта и многих других. Изменилась сексуальная мораль, а вместе с ней сюжеты картин и способы изображения. Импрессионисты, экспрессионисты, художники ар-нуво стали миссионерами стиля укиё-э, а увлечение им получило наименование «японизм». Модернисты напрямую не копировали «весенние картинки», у них мы не найдем шокирующих аберраций, но культурное влияние очевидно.

Сексуальная революция XX века изменила взгляды социума на интимную сферу, а уровень толерантности к тому, что раньше считалось девиантным, вырос. Для ломки традиционных норм и формирования новых прогрессивных установок потребовалось много десятилетий. В японской культуре к этому пришли столетия назад.

Глобализация, связавшая нас информационным клеем, вынесла на поверхность современное эротическое искусство Страны восходящего солнца — хентай, который будоражит и заставляет краснеть как лицо, так и экран не меньше, чем сюнга 150 лет назад.

Мы можем по-разному относиться к японской сексуальной традиции.

Кто-то считает такое творчество высоким искусством, кто-то — дешевым порно, кто-то — свободой, которую западному человеку не удалось постичь.

Важно другое: этот культурный феномен позволил нам преодолеть многочисленные барьеры сексуальных стереотипов.

Читайте также:  Птицы на длинных ногах фото

Кажется, «мир мимолетных наслаждений» во всем его разнообразии не так уж плох!

Несерьёзные новости о Японии от специалистов

Поиск по этому блогу

Косплеер Namada в фотосессии с осьминогом: японка и скользкие щупальца

Не прекращает поражать нас энтузиазм любителей косплея, который уже из хобби становится и профессией, и разновидностью искусства.

Косплеер, модель и блоггер Namada в сотрудничестве с фотографом Ямамото Кандзан создала серию фотографий с 18-килограммовым осьминогом. Авторы серии сказали, что их обоих увлекали осьминоги и щупальца, и им хотелось поработать с ними и сделать что-то необычное.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Ярлыки

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Как называют женщин в Японии?

В токийском баре в женской компании одна из участниц вечеринки вспомнила, как сотрудник супермаркета обратился к ней, назвав её «окусан», как обращаются к замужним женщинам. На самом деле же она увлечена своей карьерой и не собирается создавать семью, но то, что она покупала морковь к своему рису с карри видимо, автоматически помещало ее в категорию домохозяек, то есть замужних. Этот эпизод заставил нас задуматься о том, как по-разному называют женщин в Японии.

Onna (女)Иероглиф состоит из трёх черт, и как говорят японские словари, изображает женщину в традиционной позе – на коленях со сложенными перед собой руками. Слово «онна» — один из наиболее общих терминов, используемых для обозначения женщин, и обычно используется в официальных документах и формах в графе «пол», в паре 男 女, «мужчина женщина» (нужное обвести). В разговорном же языке это слово может иметь оскорбительный оттенок и обычно используется как пренебрежительное определение, часто в сочетании с другими негативными словам…

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Средние зарплаты в Японии по профессиям: занимательная статистика

Допустим, вы имеете определённую специальность и хотели бы работать в Японии. Чтобы понять, на что примерно вы можете рассчитывать, мы приводим средние цифры годовых окладов по различным специальностям.

Как перевести йены в доллары, мы объясняли в предыдущем посте о ценах на жильё. При подготовке этого текста было интересно узнать, что врач, профессор и полицейский — одни из высокооплачиваемых работ, охранник зарабатывает вдвое меньше, чем полицейский, а медсестра — несколько больше обычного офисного клерка.
Профессия Средняя годовая зарплата (йен) Кол-во людей, занятых в профессии Премьер-министр 41 650 000 1 Профессиональный бейсболист 37 430 000 752 Министр правительства 30 410 000 17 Администратор министерства 24 320 000 12

Между тем искусство японского бондажа идет от хожожитсу — средневековой военной техники пленения врагов, когда самураи крепко и надежно связывали пленных, не причиняя им, однако, боли, но исключая возможность побега. Шибари стало намного более суровым во времена сёгуната Токугава, когда связывание начали применять для наказания. Связанную жертву затем либо пороли, либо забивали камнями, либо просто подвешивали, причиняя боль.

Иностранцы часто бывают шокированы тем, с какой готовностью японки соглашаются на то, чтобы их связали. Однако практикующие шибари в один голос заявляют, что подчинение и унижение на самом деле освобождает женщину, по крайней мере позволяет ей выбраться из рамок общепринятых условностей.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector