Тэбби кэт

Тэбби кэт

Тебби кэт — питомник кошек сиамской и ориентальной породы, расположенный в городе Калининграде.
Кошки этих пород очень особенные, как внешне, так и по характеру!
Показать полностью… У сиамов, ориенталов и сейшелов уникальный характер — они очень активные, умные, контактные, разговорчивые кошки, очень сильно любят хозяев и требуют их внимания постоянно. Этих кошек очень сложно не замечать в доме — они как маленький ураганчик — везде и сразу!
Внешне восточные кошки тоже сильно отличаются от обычных кошек — все части тела у них удлиненные, а на клиновидной мордочке находятся большие уши и огромные восточной формы глаза. Многим эти кошки напоминают инопланетных существ, кому-то хищных диких кошек, кому-то декоративных собачек. Во внешности восточных красавиц есть еще одна особенность — уникальная шерсть без подшерстка ( "пуха"), на который часто бывает аллергия.

Очень интересна и необычна и сама история появления этих кошек!
Обо всем этом подробнее Вы можете прочитать на нашем сайте в разделе "Статьи"

Основные данные кэтбота «Tabby Cat»
Длина наибольшая, м 5,92
Длина по КВЛ, м 5,79
Ширина наибольшая, м 2,98
Ширина по КВЛ, м 2,64
Осадка по КВЛ, м 0,80
Водоизмещение по КВЛ, м³ 2,86
Масса фальшкиля, кг 700
Площадь паруса, м² 31,45
Мощность двигателя, л. с. 5—20

На этот раз для рубрики «Проекты лодок для самостоятельной постройки» выбран необычный проект — американский кэтбот. Не будет ошибкой сказать, что подобных парусников в нашей стране в настоящее время в эксплуатации нет, хотя хорошо известны современные наследники кэтботов — лодки олимпийского класса «Финн».

Знатоки парусного спорта считают, что необычно широкие и мелкосидящие парусные лодки, оснащенные одним гафельным парусом с гиком, выступающим далеко за корму, и безвантовой мачтой, появились в 1830—1840 гг. в мелководных, защищенных от большой воды заливах атлантического побережья Северной Америки. Первоначально их использовали для профессионального рыболовства и перевозки различных грузов, наиболее популярны были кэтботы длиной 12 футов (3,6 м). Затем появились лодки длиной 14, 15 и даже 20 футов, уже снабженные каютой. Нередко рыбаки, промышлявшие на кэтботах, устраивали между собой гонки и неудивительно, что вскоре лодки привлекли внимание яхтсменов. За их проектирование и постройку взялись профессиональные яхтенные конструкторы и судостроители. К концу XIX в. кэтботы «вошли в моду», они появились и в европейских странах с развитым парусным спортом — в Англии, Голландии, Франции и России.

В 1913 г. в США был введен «юниорский» класс «Атлантик Сити» — кэтботы длиной 22 фута, имевшие гик и мачту почти одинаковой длины. Тогдашний президент США Тафт учредил специальный Кубок, разыгрывавшийся на этих яхтах, что способствовало быстрому росту популярности класса среди яхтсменов. Строились даже 9-метровые кэтботы, которые вооружались парусом площадью свыше 40 м².

В классическом труде Г. В. Эша «Руководство для любителей парусного спорта» С.-Петербург, 1895 г., приводятся общие чертежи кэтботов нескольких типов, построенных в России в те годы и успешно используемых для гонок и одиночных плаваний. Автор отмечает такие положительные качества, как легкость оснастки в управлении, довольно высокую скорость даже при слабых ветрах и возможность использования на самой мелкой воде — на взморье, речных плесах и озерах. Любопытно, что известный русский капитан-парусник Д. А. Лухманов вспомнил о кэтботах, когда ему в 1895 г. поручили «спроектировать шлюпку мелкосидящую, остойчивую, могущую поднимать не меньше двух саженей дров и в то же время способную без ocoбого труда выгребать против сильного морского течения. Выбирая форму корпуса, я остановился на американских кэтботах только, конечно, без выдвижного киля. После нескольких ночей проект был готов, и первые двадцать шлюпок были заказаны опытному мастеру», — пишет Д. А. Лухманов в своей повести «Соленый ветер».

А когда построенные в Японии по чертежам капитана шлюпки прибыли в Николаевск-на-Амуре, «первое впечатление, которое они произвели на старых амурских водников, было ужасное. Водники смеялись над шлюпками, называли их утюгами, уверяли, что против течения эти утюги не только не сдвинешь, но их понесет назад.

Однако после испытания на воде критика и насмешки стали сдержаннее. Я предложил самому резкому из моих критиков пари на пятьдесят рублей: я утверждал, что моя шлюпка под четырьмя веслами обгонит любую четырехвесельную шлюпку местной постройки. Спорящий согласился, и на дистанции две версты вверх и две вниз по течению мой утюг, обогнув один из буев на фарватере, пришел к финишу, когда его конкурент не добрался еще до буя. После этого «лухмановские утюги» брались нарасхват и заслужили такую репутацию, что пришлось заказать вторую партию».

Кэтботы, впрочем, в России не прижились, хотя в Америке их еще иногда строят по заказам любителей старины, причем из современных материалов и с новейшим бермудским парусом с двойным гиком-уишбоном. А в Голландии даже функционирует клуб кэтботов, объединяющий приверженцев этого типа яхт. В стране, изобилующей большими внутренними акваториями и мелководными морскими заливами, кэтботы хорошо проявили свои качества.

Предлагаемые вниманию читателей чертежи кэтбота «Tabby Cat» разработаны яхтенным конструктором Вальтером Дж. Скиннером из штата Коннектикут, США, в 1961 г.

Кэтбот «Тэбби Кэт» («Полосатый кот») обладает всеми характерными чертами классического 20-футового кэтбота. Корпус яхты имеет непривычно большую ширину: отношение длины по КВЛ к ширине составляет всего 2,25. Благодаря этому, а также балластному фальшкилю массой 700 кг, обеспечивается остойчивость, достаточная для того, чтобы нести гафельный парус площадью около 30 м². Однако обратим особое внимание на то, что кэтботы используются преимущественно в защищенных от ветра и волн акваториях; они имеют хороший ход при самых легких дуновениях ветра, но зато требуют и более раннего уменьшения парусности, чем яхты других типов, при усилении ветра. Недаром на кэтботах получили распространение различные патентованные устройства, облегчающие и ускоряющие взятие рифов.

Несмотря на кажущуюся неуклюжесть широкого корпуса, нельзя не отметить стройность обводов и умеренный коэффициент его общей полноты δ=0,37, что способствует снижению сопротивления воды движению яхты. Кроме того следует учесть, что парусник почти всегда движется с креном и его корпус обтекается по «креновым» ватерлиниям, которые на кэтботах получаются более узкими, чем в прямом положении. Почти отвесный форштевень позволяет полностью реализовать длину корпуса для снижения относительной скорости (числа Фруда) и тем самым уменьшить волновое сопротивление корпуса. Кстати, возврат к прямоштевникам явнопрослеживается и на современных океанских гоночных яхтах, особенно предназначенных для дальних сверхмарафонских дистанций с преимущественно попутными ветрами.

Теоретический чертеж кэтбота «Tabby Cat»


увеличить, 1553х2063, 325 КБ

Таблица плазовых ординат, мм

Кэтботы имеют характерный профиль с высоким надводным бортом у форштевня и большой седловатостью линии борта. Поскольку мачта устанавливается у самого форштевня, здесь необходимо обеспечить достаточную плавучесть, чтобы препятствовать чрезмерному погружению носа в воду от действия ветра на парус. На крупных 7—9-метровых кэтботах для этой же цели предусматривалось размещение тяжелого балластного фальшкиля вблизи ахтерштевня.

Большинство кэтботов снабжается опускными килями-швертами секторного типа довольно большой площади. Колодец для шверта не только усложняет постройку яхты, загромождает каюту и кокпит, но и требует постоянного внимания со стороны экипажа, работы на шверт-талях или лебедках при прохождении мелководья. В полной мере использовать шверт для уменьшения дрейфа на острых к ветру курсах удается лишь на глубокой воде.

Поэтому В. Скиннер решил избавиться от швертового устройства, несколько увеличив осадку корпусом и предусмотрев дополнительные скуловые кили на днище яхты. Каждый из них имеет площадь около 0,42 м² и, конечно, менее эффективен в борьбе с силой дрейфа, чем шверт: «Тэбби Кэт» будет лавировать менее круто к ветру, чем однотипные швертботы. Но поскольку речь не идет о гонках, с этим можно мириться. Тем более, что лодка практически не теряет способности лавировать при минимальных глубинах (около 1,5 м).

Читайте также:  Бойцовский питбультерьер

Важным элементом кэтбота является рулевое устройство. Низкий и широкий гафельный парус снабжается длинным гиком, нок которого на 1—1,2 м выступает за транец яхты. На попутных курсах, когда гика-шкот полностью растравлен, лодку сильно приводит к ветру. А на порывах ее может неожиданно развернуть бортом к волне. Чтобы удерживать кэтбот на курсе, нужен достаточно эффективный и надежный руль. В старые времена это достигалось за счет увеличенной площади и ширины пера руля, навешиваемого на транец. В таком традиционном виде он сохранен и на «Тэбби Кэте», хотя целесообразно было бы снабдить яхту рулем с узким и глубоким подъемным пером, не теряющим своей эффективности при крене. Еще лучше были бы два руля, разнесенных по ширине транца, но конструктор предпочел отдать дань традиции.

Кстати, склонность кэтботов к брочингу (резким броскам к ветру при плавании полными курсами), а также подверженность ударам носовой части при плавании на крупной волне, явились одними из причин постепенной потери популярности кэтботов. К тому же они вытеснялись более спортивными и поначалу дешевыми парусниками новых типов, такими, например, как «Звездный» класс.

Во многом традиционна и конструкция корпуса «Тэбби», хотя ко времени разработки проекта в яхтостроении США уже широко применялись клееные конструкции, фанера, стеклопластики. По проекту корпус кэтбота предусмотрено строить на дубовом наборе из массивного дерева, обшивать вгладь кедровыми досками толщиной 19 мм поверх гнутых дубовых шпангоутов сечением 38X38 мм, устанавливаемых через 250 мм. Палуба — наборная из сосновых реек 28X50 мм.

Конструктивный мидель-шпангоут кэтбота


Поз 1-49 – см. общее расположение яхты и элементы конструкции корпуса.
50 – флор 40X120, дуб; 51 – скуловой киль, набрать из реек 40X60; 52 – скуловой стрингер 50X100; 53 – шпангоут 38X38, дуб; 54 – обшивка, рейка δ=19, сосна, ель; 55 – буртик, полукруглое сечение r=18, дуб; 56 – фальшборт, 28X28, дуб; 57 – буртик r=12, дуб; 58 – бимс рубки, 28X28; 59 – карлингс люка, 38X38; 60 – комингс люка, 12X80, дуб; 61 – крышка люка, фанера δ=8-10; 62 – дверцы с жалюзи; 63 – направляющие крышки люка, 38X38; 64 – переборка каюты, фанера δ=10-12 или сосна 25X100; 65 – комингс 15X75, дуб, 66 – карлингс, 32X32; 67 – полубимс, 38X38; 68 – выдвижной ящик; 69 – стол, фанера δ=8, сверху пластик; 70 – крышка лаза в моторный отсек; 71 – килевой болт М10.

В современных условиях нет причин отказываться от некоторой модификации конструкции корпуса. Например, массивные детали закладки — киль, дейдвудные брусья и штевни сделать клееными из тонких заготовок. Гнутоклееной конструкции — выклеиваемыми из пакета тонких реек в холодном состоянии по шаблонам — можно сделать и шпангоуты. Для палубы, рубки и кокпита применить фанеру (можно строительную марки ФСФ, если принять дополнительные меры по защите ее от влаги, например, оклейкой стеклотканью на эпоксидном связующем).

Корпус целесообразно обшить рейками сечением 20X30 мм, склеивая их по кромкам с использованием гвоздей-нагелей (см. статью «Стройте из рейки» в журнале «Катера и Яхты» № 136). В другом варианте для обшивки можно использовать шпоновые полосы толщиной 5—6 мм, выклеивая по болвану трехслойную «скорлупу». Два внутренних слоя укладывают под 45° к килю, наружный — вдоль корпуса. В обоих случаях можно уменьшить число шпангоутов наполовину, отказавшись от установки промежуточных.

Можно даже сохранить имитацию лакированной наборной палубы, если по фанерному настилу наклеить рейки толщиной 10—12 мм и пазы между ними заполнить подкрашенной мастикой. А весь корпус снаружи оклеить парой слоев стеклоткани — все зависит от возможностей строителя и наличия материалов. Одно лишь нужно учесть: постройка «Тэбби Кэт» под силу достаточно опытному судостроителю-любителю и рекомендаций популярных книг «15 проектов судов для любительской постройки» и «Постройка яхт» может оказаться недостаточно. Поэтому здесь не детализируются чертежи корпуса и оснастки. Тем более, что кэтбот — это яхта, как говорится, на любителя.

Общее расположение яхты рассчитано на достаточно комфортабельное плавание экипажа из трех-четырех человек (на прогулку на ней можно выйти и вшестером). Одну из коек в каюте несложно сделать раздвижной — двуспальной. При необходимости еще два спальных места можно оборудовать в кокпите на стоянке.

Общее расположение яхты и элементы конструкции корпуса


увеличить, 1500х1201, 250 КБ
1 – перо руля; набрать и склеить из досок δ=38 мм; 2 – румпель, 38X38, дуб; 3 – обойма крепления румпеля, нерж. сталь, δ=6; 4 – сиденье рулевого – кожух рулевого привода, фанера δ=12 или дуб 28 мм; 5 – рулевой штуртросовый привод; 6 – платформа кокпита, фанера δ=12 или сосна 19 мм; 7 – комингс кокпита и рубки, фанера, δ=8–12; 8 – люк над двигателем, 600X700; 9 – двигатель (СМ-557Л); 10 – сдвижной люк, 650X650; 11 – крыша рубки, фанера δ=6 в два слоя или сосновая рейка 25X50 мм под оклейку стеклотканью или парусиной; 12 – шельф 25X40; 13 – иллюминатор, плексигласс δ=6–8; 14 – светлый люк, 460X460; 15 – оформитель носовой части комингса, склеить из реек δ=25; 16 – привальный брус, 50X100, сосна; 17 – палубный настил, фанера δ=12 или наборный из сосновых реек 28X50; 18 – мачта, склеить из сосн. реек; 19 – клинья пяртнерса; 20 – брештук привальных брусьев, сталь 6X50; 21 – форштевень, дуб 115Х120; по носовой кромке прикрепить латунную нли из нерж. стали полосу 3X20; 22 – кноп δ=80; 23 – настил коек, фанера δ=8–10; 24 – киль, 250X200, дуб; 25 – пайолы, фанера δ=12 или из доски 19X150; 26 – выдвижные ящики; 27 – фальшкиль весом 700 кг, литой из чугуна или сварной из стальных полос; 28 – полки для камбузной утвари; 29 – дейдвудная труба; 30 – дейдвуд, склеить из брусьев δ=100–220; 31 – ахтерштевень, склеить из дубовых брусьев δ=100; 32 – сиденья кокпитал фанера δ=10–12 или сосна 19X100; 33 – крышка рундука, 550X320; 34 – выдвижной ящик; 35 – бензобак емкостью 75 л; 36 – раковина; 37 – газовая плитка; 38 – камбузный шкафчик; 39 – полупереборка, фанера δ=8; 40 – планка 10X100 поверх шпангоутов; 41 – полка для личных вещей; 42 – полка, фанера δ=8; 43 – складной стол 700X650; 44 – полка; 45 – «морской» унитаз; 46 – заливная горловина водяного бака; 47 – водяной бак емкостью 75 л; 48 – швартовная утка; 49 – погон гика-шкота, стальной пруток Ø12.

Для обеспечения безопасности плавания желательно отделить кокпит от остального помещения водонепроницаемой переборкой, верхняя кромка которой должна находиться примерно на уровне палубы. Кокпит рекомендуется самоотливного типа, с водонепроницаемой платформой, расположенной выше ватерлинии на 250 мм. Если в ней делается люк для обслуживания двигателя, его нужно снабдить хотя бы невысоким комингсом, а крышку — резиновым уплотнением и надежными запорами. То же необходимо сделать и для крышки лаза в поперечной переборке, хотя рекомендуется никаких отверстий в ней не делать.

В то же время не следует забывать о хорошей вентиляции моторного отсека, что необходимо как в целях снижения пожароопасности, так и для поступления сюда воздуха для обеспечения нормальной работы двигателя.

Читайте также:  Вес сома рекорд

На яхте «Тэбби Кэт» можно установить любой малогабаритный двигатель мощностью от 6 до 20 л. с.; идеально размещается старый «СМ-557Л», прозванный яхтсменами «Самуилом». Не исключается использование подвесного мотора, для которого придется сделать колодец у транца, смещенный от ДП к одному из бортов.

Традиционно управление рулем на кэтботах осуществляется при помощи штурвала и любого механического либо штуртросового привода. Компоновка штурвала позволяет управлять яхтой сидя в ДП (это удобно на полных курсах) либо на одном из бортовых сидений-рундуков, когда важно наблюдать за волной, накатывающейся с наветра, или за судами, находящимися с подветренной стороны яхты.

Несмотря на его архаичность, применение гафельного паруса на кэтботе имеет глубокий смысл. Во-первых, при размещении мачты у самого форштевня центр парусности оказывается близ миделя, что необходимо для обеспечения центровки при плавании под парусами. Во-вторых, центр парусности располагается достаточно низко, что способствует уменьшению кренящего момента — ведь остойчивость кэтбота не безгранична. Наконец, при небольшой высоте мачты ее нет необходимости раскреплять вантами. Это тем более важно, что в месте установки мачты корпус яхты не имеет достаточной ширины, чтобы разнести ванты к бортам на угол 15—18°, обеспечивающий эффективную работу вант. Кстати, форштаг, удерживающий мачту от изгиба назад на острых курсах к ветру, на кэтботах часто отводят от мачты при помощи распорки-краспицы, устанавливаемой на мачте выше усов гафеля.

Парусное вооружение кэтбота


1 – погон гика-шкота, стальной пруток Ø12 мм; 2 – гика-шкот, капрон Ø10-12 мм; 3 – бисы, дуб; 4 – гик L=7000 мм, клееный из сосны; 5 – грота-шкот Ø6; 6 – топенант, капрон Ø8-10 мм; 7 – риф-шкентель Ø8-10; 8 – лата 4X45; 9 – грот, лавсан весом 250 г/м²; 10 – нок-бензель Ø6; 11 – гафель L=5000 мм, клеенный из сосны; 12 – шпрюйт Ø8-10; 13 – блок топенанта; крепить к мачте при помощи болта-обушка; 14 – тали дирик-фала; 15 – ходовой конец дирик-фала, Ø10-12; 16 – тали гафель-гардели; 18 – медная обивка δ=0,4-0,6; 19 – усы гафеля, дуб; 20 – сегарсы, кольцо из проволоки Ø4 в пластиковой трубке; 21 – форштаг, стальной трос 6Х7+ОС, Ø8; 22 – мачта L=9025 мм; 23 – талреп с резьбой М12; 24 – шпрюйты топенанта.

Мачта «Тэбби» — круглого сечения; диаметры в характерных точках по ее высоте указаны на чертеже парусности. Для облегчения ее можно склеить пустотелой из брусков, толщина которых должна составлять не менее 1/5 диаметра в каждом сечении. Нижнюю часть мачты от степса и на 0,5 м выше точки крепления гика, а также в месте опоры гафеля и крепления блоков бегучего такелажа необходимо заполнить сплошными вставками.

Оснащая «Тэбби», придется вспомнить забытые многими яхтсменами термины: гафель-гардель — фал для подъема пятки гафеля; дирик-фал — снасть для установки гафеля под нужным углом к мачте; сегарсы — обручи для крепления передней шкаторины паруса к мачте; гика-топенанты, бисы, риф-шкентели и т. п.

Заметим, что гика-топенант на кэтботе используется гораздо чаще, чем на яхтах других типов. На попутных курсах да еще при высокой волне и бортовой качке всегда существует риск, что нок гика воткнется в гребень волны и развернет яхту под ветер. Поэтому в такой ситуации рулевые предпочитают поднять нок гика повыше, подобрав топенант.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

A tabby is any domestic cat (Felis catus) with an ‘M’ on its forehead, stripes by its eyes and across its cheeks, along its back, and around its legs and tail, and, differing by tabby type, characteristic striped, dotted, lined, flecked, banded or swirled patterns on the body—neck, shoulders, sides, flanks, chest and tummy. Tabby is not a breed of cat but a coat type seen in almost all genetic lines of domestic cats, regardless of status. [1] The tabby pattern is found in many official cat breeds and is a hallmark of the landrace extremely common among the general population of cats around the world. The tabby pattern is naturally occurring and is connected to the coat of the domestic cat’s direct ancestor and close relatives, the African wildcat (Felis lybica lybica), the European wildcat (Felis silvestris silvestris) and the Asiatic wildcat (Felis lybica ornata), all of which have similar coats, both by pattern and coloration. A genetic study of tabbies found five genetic clusters to be ancestral to cats of various parts of the world. [2]

Contents

Etymology [ edit ]

The English term tabby originates from the translation of the French phrase "striped silk taffeta," the root of which is tabis, meaning "a rich watered silk." This can be further traced to the Middle French atabis (14th century), which stemmed from the Arabic term attabiya. [3] This word is a reference to the neighborhood in Baghdad, Attabiy (named for Prince Attab of the Umayyad Caliphate), where such silk cloth was first made. Tabby is also comparable to the Spanish word ataviar, which means "to decorate or to dress or wear" and often implies luxurious clothing. [4] Use of the term tabby cat for a cat with a striped coat began in the 1690s and was shortened to tabby in 1774. The notion that tabby is indicative of a female cat may be due to the feminine proper name Tabby as a shortened form of Tabitha. [5]

Patterns [ edit ]

The four known distinct patterns, each having a sound genetic explanation, are the mackerel, classic, ticked and spotted tabby patterns. [1] [6]

A fifth pattern is formed by any of the four basic patterns when part of a patched pattern—a patched tabby, then, is a calico or tortoiseshell cat with patches of tabby coat (such cats are called caliby and torbie, respectively, in cat fancy). [1]

All five patterns have been observed in random-bred populations. Several additional patterns are found in specific breeds and so are not as well known in general. For example, a modified classic tabby is found in the Sokoke breed. Some of these rarer patterns are due to the interaction of wild and domestic genes, as with the rosetted and marbled patterns found in the Bengal breed.

Mackerel tabby [ edit ]

The mackerel tabby pattern gives slender vertical, gently curving stripes on the sides of the body. These stripes may be continuous or broken into bars and short segments/spots, especially on the flanks and stomach. Three or five vertical lines in an ‘M’ shape almost always appear on the forehead, along with dark lines from the corners of the eyes, one or more crossing each cheek, and of course many stripes and lines at various angles on the neck and shoulder area, on the flanks, and around the legs and tail, marks which are more or less perpendicular to the length of the body part. Mackerel tabbies are also called ‘fishbone tabbies,’ probably doubly named after the mackerel fish. [7] Mackerels are the most common among tabbies.

Classic tabby [ edit ]

The classic tabby (also known as blotched or marbled tabby) has the ‘M’ pattern on the forehead but the body markings, rather than primarily thin stripes or spots, are thick curving bands in a whirled or swirled pattern with a distinctive mark on each side of the body resembling a bullseye. Classic black tabbies tend to have dark browns, olives and ochres that stand out more against their blacks and classic orange tabbies have richer, fuller fields of red than their mackerel counterparts. Classic tabbies each have a light-colored "butterfly" pattern on the shoulders and three thin stripes (the center stripe being darkest) running along the spine. Classic tabbies have thick stripes, bands and/or bars on the legs, tail, and cheeks. Classic tabbies are the most common type of tabby in much of the United Kingdom and the Middle East, among other places, but they are a far second in number to mackerel tabbies in most parts of the world.

Читайте также:  Все породы домашних собак

Ticked tabby [ edit ]

The ticked tabby pattern is due to even fields of agouti hairs, each with distinct bands of color, which break up the tabby patterning into a salt-and-pepper appearance that makes them look sand-like—thus there are few to no stripes or bands. Residual ghost striping and/or barring can often be seen on the lower legs, face, and belly and sometimes at the tail tip, as well as the standard ‘M’ and a long dark line running along the spine, primarily in ticked tabbies who also carry a mackerel or classic tabby allele.

Spotted tabby [ edit ]

The spotted tabby is thought to be the result of a modifier gene that breaks up the mackerel tabby pattern and causes the stripes to appear as spots. Similarly, the classic tabby pattern may be broken by the presence of the spotted tabby gene into large spots. Both large spot and small spot patterns can be seen in the Australian Mist, Bengal, Serengeti, Savannah, Egyptian Mau, Arabian Mau, Maine Coon, and Ocicat breeds, among others, as well as some crosses. Naturally, the most common spotted tabby looks most similar to the mackerel tabby, including the classic marks on the limbs, tail and head, including the ‘M’ on the forehead.

Genetic explanations [ edit ]

The four basic tabby patterns are due to two distinct gene loci (the agouti gene locus, with two alleles, and the tabby locus, with three alleles) and one modifier (spotted, with two alleles). The fifth pattern is an emergent one expressed by female cats with one black and one orange gene (one on each of their two X chromosomes) and is explained by Barr bodies and the genetics of sex-linked inheritance.

The agouti gene, with its two alleles, A and a, [8] controls whether or not the tabby pattern is expressed. The dominant A expresses the underlying tabby pattern, while the recessive non-agouti or "hypermelanistic" allele, a, does not. Solid-color (black or blue) cats have the aa combination, hiding the tabby pattern, although sometimes a suggestion of the underlying pattern can be seen ("ghost striping"). This underlying pattern, whether classic, mackerel, ticked or spotted, is most easily distinguishable under bright light in the early stages of kittenhood and in on the tail in adulthood.

However, the agouti gene primarily controls the production of black pigment, so a cat with an O allele for orange color will still express the tabby pattern. As a result, both red cats and the patches of red on tortoiseshell cats will always show tabby patterning, though sometimes the stripes are muted—especially in cream and blue/cream cats due to the pigment dilution.

The most common tabby pattern is mackerel and its T m allele at the tabby gene locus is dominant over the classic (or blotched) allele, T b . So a cat with a T m T m or T m T b genotype sets the basic pattern of thin stripes (mackerel tabby) that underlies the coat, while a T b T b cat will express a classic tabby coat pattern with thick bands and a ring or concentric stripes on its sides.

The ticked tabby pattern is a result of a different allele at the same gene locus as the mackerel and classic tabby patterns and this allele is dominant over the others. So a T a T a genotype as well as T a T m and T a T b genotypes will be tucked tabbies. The ticked tabby coat essentially masks any other tabby pattern, producing a non-patterned, or agouti tabby (much like the wild type agouti coat of many other mammals and the sable coat of dogs), with virtually no stripes or bars. If the ticked allele is present, no other tabby pattern will be expressed. The ticked allele actually shows incomplete dominance: cats homozygous for the ticked allele (T a T a ) have less barring than cats heterozygous for the ticked allele (T a T m or T a T b ).

The spotted gene is a separate locus theorized to be directly connected to the T m allele; it ‘breaks’ the lines and thin stripes of a mackerel tabby, creating spots. The spotted gene has a dominant and a recessive allele as well, which means a spotted cat will have an Sp Sp or Sp sp genotype along with at least one T m allele and at least one A allele at those alleles’ respective loci.

History [ edit ]

Since the tabby pattern is a common wild type, it might be assumed that medieval cats were tabbies. However, one writer believed this to be untrue, at least in England. Sometime after the mid-17th century, the natural philosopher John Aubrey noted that William Laud, the Archbishop of Canterbury was "a great lover of Cats" and "was presented with some Cyprus-cats, i.e. our Tabby-Cats". He then claimed that "I doe [sic] well remember that the common English Catt, was white with some blueish piednesse (i.e. white with grey parts). The race or breed of them is now almost lost." [9] However, most drawings or paintings of cats in medieval manuscripts do show them to be tabbies. [10]

Notable examples [ edit ]

Well-known tabby cats include Freya, who belongs to former British Chancellor of the Exchequer George Osborne, [11] and Think Think, one of two cats belonging to the President of Taiwan, Tsai Ing-wen. [12] One of the first mass-produced stuffed toys, the Ithaca Kitty, was inspired by a grey tabby cat with seven toes on each front foot. [13]

While no very famous real or fictional black tabbies have come along (aside perhaps from Abraham Lincoln’s cat Tabby) the blue mackerel tabby All Ball of the famous gorilla Koko is well known and several red tabbies have entertained people over the years: Heathcliff and Garfield from newspaper comic strips are both orange with black stripes, as is Bill The Cat from Bloom County; Azrael from The Smurfs is solid orange in the cartoons and, as red cats who appear solid are extremely rare, a red mackerel in the live action movie; Thomasina from Disney’s 1963 movie based on a 1957 novel about a cat who lives three lives is an orange mackerel tabby.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector