Трикстер койот

Трикстер койот

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Герои мифологии народов северной Америки:

  • Общий для многих народов [1] — Койот
  • Общий для многих народов [2] — Ворон
  • Мифология абенаков … енот Азебан
  • Мифология Виннебаго … Ваджкункага
  • Мифология Кроу … Аваккуле, Маннегиши
  • Мифология лакотов … Иктоми Хейока
  • Мифология Навахо … Тоненили
  • Мифология Пуэбло … Кошары Пайякяму (Священные клоуны) [3]
  • Мифология Хопи … Кокопелли
  • Мифология Зуни … Кокопелли
  • Мифология шайенов … Вихио
  • Эскимосская мифология … Амагук
  • Мифология Юта … Цинн-ан-ев
  • Мифология алгонкинов — Расписная черепаха

Герои мифологии народов Африки

  • Общий для многих народов Западной Африки[4] … паук Ананси
  • Общий для многих народностей Банту … заяц
  • Мифология бушменов … кузнечик Цанг
  • Мифология зулусов … Тиколоше
  • Мифология Йоруба … Эшу
  • Древнеегипетская мифология … Сет

Герои мифологии народов Европы и Азии:

Персонажи государственных и мировых религий:

  • Белорусский фольклор … Нестерка
  • Болгарский фольклор … Хитър Петър (Обманщик Петр)
  • Бразильский фольклор … Саки-Перере
  • Голландский фольклор … Рейнеке-Лис
  • Голландский фольклор, Фламандский фольклор и Немецкий фольклор … Тиль Уленшпигель
  • Еврейский фольклор … Гершеле Острополер
  • Немецкий фольклор … Мефистофель
  • Русский фольклор … Иван-дурак[5] , Лиса Патрикеевна
  • Среднеазиатский фольклор, Арабский фольклор … Ходжа Насреддин
  • Фольклор США … Братец Кролик и Тетушка Нэнси (адаптация Ананси)
  • Тибетский фольклор … дядюшка Томпа
  • Французский фольклор … Рейнеке-Лис, Кот в сапогах
  • Удмуртский фольклор … Лопшо Педунь

Архетип

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Трикстер — это пример юнгианского архетипа. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный.

В позднем фольклоре трикстер предстает как сообразительный озорной человек или существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своего соображения и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Более современными примерами такого типа являются Багз Банни и Маленький бродяжка Чарли Чаплина.

Примером озорного человека является образ Коровьева. В фильме Бортко «Мастер и Маргарита» Коровьев во время фокусов в варьете ловит ртом последнюю из всех карт, залетевших ему в рот. Когда он разворачивает эту карту публике, то на ней оказывается Джокер, то есть Шут. Таким образом Коровьев, как одна из граней Воланда-архетипа, является трикстером. Когда надо исправить навязчивое, но глупое положение дел, Коровьев-трикстер вырывает из дела неудобные страницы ради справедливости.

Читайте также:  Как убрать короткую челку со лба

Другим примером, являются существа Кью, из кью континуума, в сериале Star Trek: The Next Generation. На протяжении всего сериала, в некоторых сериях, персонаж Кью, появляется на борту корабля Enterprise и всячески мешает команде и капитану Жан-Люку Пикару. Устраивая различные пакости, шутки, уловки и тд.

Характеристику Койота как Трикстера можно обнаружить в великом множестве сказаний о Трикстере, которые, скорей всего, отделяют его трикстерские атрибуты в мифах о Творении от упомянутой обширной их обработки. Данные мифы сходны с другими североамериканскими циклами сказаний о Трикстере и не несут на себе священных черт мифов о Творении (Хальткранц, 1979) в том смысле, что ситуации, в которых происходит их действие, гораздо менее ритуализованы, чем таковые в церемониальных мифах и мифах о Творении. Данные сказания связаны с глупыми, озорными и порой гибельными деяниями насмешливого Койота. В них описаны встречи со зверями и разнообразными существами, попытки сыграть с ними шутку, стать похожими на них или провести их, попытки, неизменно включающие и обратное действие. Так, Койот представляется типичным Трикстером: жадным, самодовольным, глупым, пронырливым и, подчас, демонстрирующим могучую силу. Подобные аттрибуты Трикстера хорошо известны в литературе (Радин, 1956). В недавней работе Лакерта (1984) предпринята попытка заключить поле деятельности Койота в диапазон ступеней или состояний, от трупа до бога. До некоторой степени, разумеется, важны события, описанные в сказаниях, сказаниях, которые с течением времени разрабатывали их рассказчики, и Койот предстаёт тогда лишь проводником для описания целого ряда вопросов. И всё же, несмотря на невероятную гибкость характера, Койот остаётся центральной фигурой этих сказаний, тот же Койот, что и в церемониальных мифах и мифах о Творении.

Сказания забавны и занимательны и среди Навахо их чаще всего рассказывают детям, но это не означает, что Койот стал лишь фигурой развлекательной и объектом для насмешек. Тоэлкен (1969) установил после серии бесед с рассказчиком о Койоте Навахо, что сказания как таковые не вызывают смеха. Он заявил: "Многое в истории вызывает смех, сама же она — нет" (т.ж.:221). Назначение историй состоит в том, чтобы донести и моральное послание в занимательной (и, таким образом, запоминающейся) форме, в особенности детям, и в том, чтобы, насколько возможно увлечь этим взрослых, продемонстрировать возможности и ограничения мира. Осведомитель Тоэлкена заметил, что "если бы он не проделывал всё эти штуки, то они не были бы возможны в мире" (т.ж.). Так, Койот чрез разнообразные действия и ответные действия расширяет поле для деятельности, возможной в прошлом и настоящем, и соответствующим образом открывает ограничения и/или последствия таковых действий.

Читайте также:  Purina pro plan для щенков средних пород

Размах повествований, в выражении действиями, происшествиями и эмоциями, очень широк и покрывает диапазон от охоты, убийства и смерти до трансформы и исцеления. Как отметил осведомитель Тоэлкена, сказания, хотя подчас и кажутся этиологичными, не воспринимались как таковые самими Навахо, в самом деле не воспринимались как повествования с необходимостью о Койоте, но обязательно представляли способ, каковым целый ряд вопросов мог быть охвачен; к примеру, существует история о том, как Койот утратил глаза в азартной игре и их заменили ему таковые из сосновой живицы, хотя и позволявшие ему видеть, но начинавшие плавиться, едва он приближался к огню. Поверхностный взгляд различит в этой истории причину, по которой койоты боятся огня и отчего у них жёлтые глаза. Но более важным аспектом этого сказания для Навахо является возможность обсуждения таких тем, как болезнь глаз, травма и слепота.

Сказания глубокомысленны, как подчеркнул собеседник Тоэлкена. К Койоту до сих пор относятся со всей серьёзностью, даже в самых дурацких сказаниях, и хотя они могут отличаться от других мифов, что передаются вслух по обрядовым случаям, но относятся они при этом к тому же священному существу. Койот — уникальное существо, тот, кто, по словам Тоэлкена, "испытывает всё: он, если коротко, представляющий все возможности" (т.ж.:231). Как и другие Трикстеры, он помогает испытывать пределы возможностей и порядка. Религия и космология Навахо основаны на концепции порядка, необходимого для выживания и здравости. Койот бросает вызов и таким образом проверяет и подтверждает порядок, установленный во вселенной Навахо. Так, в трикстерских сказаниях, Койот исполняет жизненно необходимую функцию и удерживает важное и серьёзное место во вселенной Навахо, несмотря на то, что сказания имеют иной статус и положение в сравнении с обрядовыми мифами и мифами о происхождении. (Гай Х. Купер. Койот в религии и космологии Навахо)

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник

Цитаты

И Койот превратился в еловую ветку, точь-в-точь как сказали ему сестрицы. И поплыл к чудищу-бобру, и чудище проглотило его, как и предсказывали мудрые сестрицы. А в животе у чудища Койот снова превратился в зверя. Он взял острый нож и начал рубить чудищу сердце. И рубил его, пока бобр-чудище не издох.
Тогда Койот превратился в малютку и вылез из горла у чудища.
И Ондатра помогла ему вытащить тело чудища на берег возле устья Большой реки. Своим острым ножом Койот разрезал тело чудища.
— Из твоего тела, могучий Уишпуш,— сказал он,— я создам новую породу людей. Они будут жить вдоль берегов Большой реки и заниматься торговлей. А вы будете жить вдоль морского берега,— сказал он другому племени.

Читайте также:  Лечение солью аквариумных рыб в общем аквариуме

— Да здесь полно еды, — воскликнул Койот. Если эта пещера внутри великана, то вы можете есть великана.
— Нам не приходило это в голову, — отвечали ему.
— Ну, вы же не такие умные, как я, — сказал Койот.

Койот является одним из часто встречающихся персонажей легенд и мифов индейцев северо-запада США. Присутствие койота в произведениях связано с его распространённостью на данной территории и особенностями животного: развитым интеллектом и высокой социализацией [1] . Известен в мифологии таких народов как навахо [1] , не-персе [2] , чинуки [3] , кус (англ. Coos ) [1] , якама [4] , васко (англ. Wasco-Wishram ) [1] .

Койот
Местность Северная Америка
Занятие трикстер

Койот в произведениях обычно выступает в качестве второстепенного персонажа. Он может использоваться для контраста с главным героем и, в отличие от него, наделяется не героическими, а человеческими качествами. Как правило, играет роль трикстера, аналогично Локи в скандинавской мифологии [1] . В ряде мифологий койот также выполняет и иные мифологические роли, так, например, в мифологии навахо Койот, оставаясь трикстером, «по совместительству» является божеством охоты, войны и любви, изобретателем колдовства [5] .

Большей частью проделки койота носят положительный характер [1] . В космогонических мифах он подчас создаёт мир и первых людей, пиная комок грязи, экскрементов или сгусток крови [5] . В произведениях, появившихся с приходом на американский запад европейцев, койот наделяется новой функцией: защитником традиционной индейской культуры от вторжения европейской. Он становится сатирическим персонажем, противодействующим европейцам. Например, в одной из современных историй койот попадает в ловушку к антропологу, желающему получить рассказы о койоте, но обманывает чужака, оставляя ему лишь испачканные экскрементами записи [1] .

Важность и поучительность историй о койоте подчёркивается тем, что индейцы использовали их в зимнее время, когда сокращались хозяйственные работы и свободное время можно было посвятить духовным празднествам. С весны и до ранней осени истории о койоте не рассказывались [1] .

Койот является одним из основных персонажей вебкомикса Томаса Сидделла «Двор Ганнеркригг» (англ. Gunnerkrigg Court ) [6] , где изображён в виде бога-трикстера, главы Леса Гиллити [7] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector