Тундра для детей средней группы

Тундра для детей средней группы

Елена Шушлебина
Конспект занятия «Путешествие по тундре» (средняя группа)

Цели: Приобщать детей к фольклору, формировать знание о тундре: познакомить животным миром, с природными явлениями. Пополнение словарного запаса.

Использованное оборудование: картинки с изображением животных и птиц тундры, с изображением национальной одежды и жилищ народов севера.

Предварительная работа: чтение коми-сказок, беседа о животных и птицах тундры,наблюдение за изменениями в погоде.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте ребята,сегодня мы отправляемся в путешествие по тундре. Как вы думаете,на чем мы с вами отправимся в путешествие?

Воспитатель. Правильно. Мы сядем в сани и везти эти сани будет упряжка оленей. А еще у нас гость. Это охотник Пера из коми -сказок. Он будет нам помогать знакомиться с тундрой. (Входит взрослый в костюме Перы).

Воспитатель:Ну что поехали?

(Под музыку «Мы поедим, мы помчимся» дети садятся в импровизированные сани.)

Воспитатель. Вот и приехали.

(Звучит музыка ветра.)

Воспитатель. Дети как вы думаете какая тундра зимой?

Воспитатель: А какой ветер зимой?

Воспитатель:Правильно. Зимой ветер дует холодный, часто бывают пурги. Снег заметает все вокруг. И животным, которые живут в тундре, приходится очень тяжело. (Рассказ о природных изменениях сопровождается показом иллюстраций.)

Пера: Дети, а каких животных и птиц тундры вы знаете?

Дети: Олени,песцы, куропатки,зайцы.

Воспитатель: А какой олень?

Дети: Добрый,красивый, сильный.

Пера: Правильно. А что едят олени?

Пера: Мох или ягель. А еще олени это помощники коренным жителям севера. Они помогают им передвигаться по снежным просторам тундры и перевозить грузы.

(Небольшой рассказ о коренных жителях.)

Воспитатель: Вы не замерзли? Давайте немного согреемся.

(Дети встают в круг и выполняют движения за воспитателем).

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

(После выполнения дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Пера, расскажи нашим детям,где живут жители тундры, какую одежду они носят?

Воспитатель: У каждого народа есть свои пословицы поговорки и сказки. Давайте послушаем сказку «Лепешки.»

Как вы думаете о чем эта сказка?

Воспитатель: Дети, а в тундре всегда так холодно? Бывает в тундре весна, лето, осень?

Пера: Весной тундра оживает. Все растения торопятся зацвести. Лето в тундре короткое. Погода переменчивая:днем -жарко,а ночью- заморозки. Осенью тундра очень красивая, она напоминает большой ковер. Осенью можно собирать ягоды (морошка, голубика) и грибы. Очень много интересного я смог бы рассказать о тундре,но это будет в другой раз.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в наши сани и отправимся в обратный путь. (Под музыку дети садятся в сани. На раз,два,три-снова оказались в дет. саду.)

Пера: Спасибо ребята,что пригласили меня в гости. (Прощается и уходит.)

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали (ответы детей).

Вам понравилось путешествие (ответы детей).

Беседа о родном крае-Севере (обобщить и систематизировать знания детей об Арктике и тундре) Беседа о родном крае-Севере. Цель:-уточнить представления детей о природе и климате Севера;о животных,птицах и растениях,встречающихся на.

Проектная деятельность детей 5–6 лет «Животные Крайнего Севера и тундры» Проектная деятельность "Животные Крайнего Севера и Тундры".Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Крайнего Севера и.

Тема: «Путешествие в весеннюю тундру»

Цель: уточнить представления детей о признаках весны, продолжать учить устанавливать связи между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, систематизировать знания детей о тундре и её обитателях.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию На тему: «Путешествие в весеннюю тундру» 25.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «Снежинка»

(МАДОУ Детский сад «Снежинка»)

Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию

На тему: «Путешествие в весеннюю тундру»

Для детей средней группы

воспитатель 1 кв. категории Марченко Дарья Петровна

Тема: «Путешествие в весеннюю тундру»

Цель: уточнить представления детей о признаках весны, продолжать учить устанавливать связи между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, систематизировать знания детей о тундре и её обитателях.

— повышать речевую активность детей;

— закреплять соотношение названия животного с названием детеныша;

— учить отгадывать метафорические загадки, с использованием имен прилагательных;

— учить детей находить в нескольких объектах общий признак и выделять объект с отличительным признаком;

— развивать любознательность, слуховое и зрительное внимание;

— воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к животным и растениям; формировать у детей желание сохранять окружающую среду.

Читайте также:  Ютуб про собачек

Весна, тундра, олениха — оленята, зайчиха — зайчата, полярная сова, берёза, ёлка, брусника, голубика.

Беседы «О северном олене», «О городе и коренных жителях», «Животные и птицы нашего края», «Что растет у нас в тундре».

Рассматривание фотографий, репродукций картин на весеннюю тему.

Наблюдения в уголке тундры на территории детского сада.

Просмотр фильма «Удивительное путешествие в тундру».

Театрализация сказки по-новому «Теремок в тундре».

Чтение народных ненецких, хантыйских сказок.

Подвижная игра «День — ночь».

Лепка «Гнездо для птицы».

Оборудование и материал.

Панно «Тундра весной», кукла в национальной одежде, календари природы и погоды, аудиокассета «Голоса природы», картинки лисы, оленихи, волчихи, зайчихи и их детёнышей, экологические карточки с правилами поведения в тундре, природоохранный знак, фото ягод брусники и голубики, оригами – птицы.

Организационная работа. В уголке природы дети встречают знакомую им ненецкую куклу Хамани.

Воспитатель и дети : Здравствуй, Хамани! Мы очень рады увидеть тебя!

Хамани : И я рада встрече с вами! Мне птички нащебетали, что вы им приносите угощение в кормушку каждый день, рассматриваете деревья, травку, насекомых, солнышку добрые слова говорите и весело играете на площадке. Молодцы!

Беседа. В беседе можно опираться на календари природы и погоды, карточки — помощники.

— Да, Хамани, мы радуемся тёплым, солнечным денькам вместе с природой! Посмотри, как расцвели наши комнатные растения: фиалки, бегония и спатифиллиум. А как вы думаете, от чего растения начали быстро расти? (растения стали получать много солнечного света, тепла).

— Правильно, к тому же наши ребята заботятся о них, поддерживая влажность почвы. А на улице зеленеет травка, на деревьях набухают почки, появляются листики – и что же им помогает быстро расти? (солнечный свет, тепло)

— А кто же там поливает растения? (дождик, растаявший снег)

— Хамани, а ты заметила, что птиц становится всё больше? (да)

— Ребята, как вы думаете, почему? ( птицы возвращаются домой из тёплых стран)

— А что необходимо птицам, чтобы не погибнуть? (тепло, свет, корм )

— Чем в основном питаются птицы? (насекомыми, ягодами, семенами растений, щиплют зелёную травку, пьют водичку).

— Значит, стало тепло, светло и для птиц, зверей появилось много корма. Итак, в природе всё изменяется! Хамани, отгадай наши загадку, и ты поймёшь, почему всё стало оживать.

Ребёнок: Если птички прилетели,

Песню весело запели,

Солнце ласково пригрело

Всё проснулось ото сна,

Значит, к нам пришла … (весна)

Хамани: — Ребята, а хотите посмотреть, как изменилась тундра с приходом весны? (да) Чтобы появилась тропинка в тундру, надо собрать красные карточки с полок и назвать правила поведения в тундре.

Игра «Заполни сундучок с правилами». Для этого дети собирают карточки с полок и кладут в волшебный сундучок, называя правила поведения в тундре.

Воспитатель : — Как только закроем сундучок, появится волшебная тропинка в тундру!

— ломать ветви деревьев и кустарников;

— рвать цветы, собирать шишки с дерева;

– в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки;

— ковёр изо мха нам надо беречь — это дом для насекомых,

хранится в нем тепло от солнца и вода;

— здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать и шалить.

— зря не вытаптывать траву, растения, стараться идти по тропинке;

Хамани: — Молодцы, ребята! Аккуратно проходите друг за другом по тропинке на полянку.

Звучит музыка «Голоса природы», дети проходят к панно «Тундра весной», встают полукругом.

Ребёнок : Если птички прилетели

Песню весело запели

И медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна.

Значит, в тундру пришла весна!

— Давайте, ребята, вместе с Мишкой сделаем зарядку.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивание – руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад – вперёд, (Наклоны вперед – назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет Мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети присаживаются на стульчики.)

Основная часть. Дети рассматривают панно «Тундра весной».

— Ребята, посмотрите внимательно, что произошло в тундре с приходом весны ? (Солнышко ярко светит. Небо стало голубым. Тает снег, растёт травка. Просыпаются деревья, на веточках появились почки) Назовите деревья, которые растут в тундре, ( ёлка, берёзка ) Из–за сильных ветров деревья в тундре карликовые. А хотите узнать, что расскажут о себе ёлочка и берёзка?

Читайте также:  Топ 10 самых больших собак в мире

Игра «Ёлки — иголки» . Воспитатель приглашает по 2 ребенка к каждому дереву. Предлагает по очереди назвать характерные признаки деревьев, что любят, с кем дружат (побегами березы кормятся северные олени). Показать руками в каком направлении растут ветки елки и березы.

Воспитатель: (Звучит трель птиц, педагог прикрепляет птиц к панно) Что ещё изменилось в тундре? ( Прилетели птицы.) Птицы весной весело поют. Птица – папа звонкой песней зовёт птицу – маму, он как бы говорит: «Я тут! Нашел место для гнезда! Здесь много корма. Лети сюда скорее. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов». Каких птиц вы видите в тундре? ( ворону, воробья, сороку ). А как называют маленьких птичек? ( птенчики ). Где птицы будут строить гнезда? Как вы думаете, а на ёлочке могут птицы свить гнездышко? (прикрепляет к панно гнездышки)

Хамани: — Ещё в тундре живёт полярная сова!

Рассказ ребёнка «Сова, которая живёт на Севере». (Полярная сова больше воробья, вороны. Она белого цвета с серыми пятнышками. Когда сова летит, все мышки и даже птички прячутся, потому что она хорошая охотница.)

Воспитатель: — Все радуются солнышку. Стало тепло. Мы сменили шубу на курточку, и животные весной переодеваются. Какую шубку надел зайчик? ( зайка надел серую, лёгкую шубку ). И олени поменяли тёплую шубку на лёгкую. У многих зверей появились детёныши.

Дидактическая игра «Найди детёныша для каждой мамы». Проводится на фланелеграфе. Воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает. Например: у оленихи — оленёнок , у лисы – лисёнок , у волчихи – волчонок .

Воспитатель: — Молодцы, правильно! Мамы: олениха, зайчиха, лиса, волчиха (как и ваши мамы) ухаживают за своими малышами, заботятся о них. Как вы думаете, чем они кормят своих детёнышей? ( своим молочком )

Хамани: — Звери и птицы, как и вы, ребята, любят ягоды. А какие ягоды растут в тундре, отгадайте.

— В красном сарафане, нет её румяней? ( брусника )

— Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька, ( черника )

Воспитатель: — Какие ягоды вы ещё знаете, загадайте мне? ( морошка – жёлтая косынка, оранжевая спинка )

Воспитатель: — Посмотрите, ребята, в этом месте растаял снег, и что мы видим? ( мусор ) Но тундра – это, же дом животных и растений, а в нем набросали мусор! Что вы предлагаете, чтобы спасти нашу тундру? (убрать мусор, поставить природоохранный знак)

Звучит музыка «Голоса природы»

Воспитатель: — Дети, вам понравилось в тундре? Давайте покажем Хамани, каких обитателей тундры мы встретили!

Малоподвижная игра «Кого видели — покажем».

Мы ходили в тундру – лес

Столько видели чудес!

Кто нам встретился, не скажем,

Кого видели – покажем.

Игра «Лишнее слово».

Воспитатель: — Чтобы нам вернуться из тундры надо определить и назвать лишнее слово, объяснить выбор:

Хамани: — Вы добрые и умные ребята! Вы любите животных и бережно относитесь к тундре. Я дарю вам птичек – вестников весны.

Программное содержание:

Расширить первоначальные представления о тундре, её обитателях, особенностях природных условий, животном и растительном мире. Дать понятие о нормах поведения в природе. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Активизировать внимание и речь детей. Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении

Материал: руль; несколько карликовых берёзок на подставках; мох; грибы и ягоды из папье-маше; макеты или игрушечные животные; лавочки, оформленные под брёвна, пеньки (для сидения детей); стол, две одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй; стекло чуть меньше диаметра, чем ёмкость; лейка; костюм «Тундровичка»; баночки с разным вареньем из северных ягод; картинки с изображением животных, птиц, ягод и грибов; фотографии с изображением народов в национальной одежде и их жилищ.

Словарь: вечная мерзлота, тундра, ханты, ненцы, зыряне, чум, керка.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зелёной становится». (Тундра)

Воспитатель: Да ребята, молодцы. Сегодня мы отправляемся в тундру. Занимайте места в «автобусе». Дети становятся парами, впереди «водитель» с рулём. Все вместе имитируя езду на автобусе, передвигаются в зону для занятия, которая оформлена под тундру. Присаживайтесь, пожалуйста.

Воспитатель: Слово "тундра" в переводе с финского языка означает "безлесная, голая возвышенность".

Читайте также:  G7j соленоид camozzi

Пейзаж тундры, наверное, можно сравнить с пейзажем степей: ровное или чуть холмистое открытое пространство, где не увидишь деревьев. Но в тундре нет буйного степного разнотравья. Климат — суровый.

Большая часть года — зима с трескучими морозами, вьюгами. А лето очень короткое и прохладное. Зимой наступает "полярная ночь", солнце не поднимается над горизонтом. Зато летом солнце на небе и днём, и ночью.

За короткое северное лето оттаивает лишь верхний слой почвы, под которым царит вечная мерзлота. Летом тундра покрыта цветами, травой, зеленью мхов и лишайников, яркой россыпью зреющих ягод. Словесная игра «По грибы, по ягоды». Дети называют известные им ягоды и грибы.

Воспитатель: Итак, над карликовыми берёзами, ивами возвышаются, словно великаны, грибы. Правда, сами деревья больше похожи на стелющуюся по земле траву или крошечные кустарники. Под незаходящим солнцем поблескивают многочисленные озёра и болота. В воздухе вьются тучи мошкары и комаров.

Физкультминутка для коррекции зрения «Комарик».

Где сесть не знает:

Дети вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом. Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел). Делают хлопок.

Воспитатель: Но почему, ребята, растительность так скудна, только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле? Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Проведем опыт. Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. Теперь в каждый из горшков нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? Вода уйдет в землю. Почему в одном из горшков вода осталась на поверхности? Что ей помешало просочиться внутрь? Конечно, стекло. В тундре мешает воде вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает опаять только небольшой верхний слой. Поэтому-то и образуются болота.

Как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. Какими же тогда вырастают сами растения? С помощью проведенного опыта мы поняли, Почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.

Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Ребята, а каких животных тундры вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Летом тундра оживает. Прилетают птицы: рогатые жаворонки, гуси, утки, пуночки, полярные совы. Много в тундре мелких грызунов — мышей — полёвок и леммингов. А если есть мыши, есть и охотники. Это пушистые песцы, тундряные соколы, белоснежные полярные совы.

А зимой тундра кажется безжизненной. Птицы и даже северные олени откочёвывают в более южные регионы. Но даже сейчас под снегом бегают лемминги. Иногда мелькает пушистый хвост охотящегося песца.

Главное транспортное средство в тундре — северные олени. Огромные стада оленей кочуют по тундре в поисках корма — мхов и лишайников.

Физкультминутка. Игра «Два оленя».

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга, не двигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл.

Воспитатель: Ребята, кто знает, какие народы живут в тундре? (Ханты, ненцы, зыряне). Как называют их дома? (Чум, керка). Сопровождение фотографиями, с изображением народов в национальной одежде и их жилищ.

Дети слышат шорох, шаги. Приход — Тундровичка. (Переодетый взрослый). Здороваются.

«Живу я в тундре. Тундра — дом большой!

Свой дом большой — люблю я очень сильно.

И в общем парень я не злой,

Хозяин я — гостеприимный!

И если в тундру ты решил прийти,

Там хочешь отдохнуть: Или рыбак ты, или грибник,

То вежливым ты будь, о правилах не позабудь.

Не мусори в моем дому, и не ломай деревья,

Не рви цветы, не мни траву — Я это очень не люблю!

Знать и тебя не похвалю!

Природа — Мать родная мне, а Леший — старший брат,

Веди себя культурно там — И тайны я открою вам».

Воспитатель: Почему нужно бережно относиться к природе?

Люди все чаще наносят вред тундре. Экологи бьют тревогу. Что вы можете придумать, чтобы помочь зеленому покрову тундры? (Ответы детей).

Тундровичок угощает детей вареньем из северных ягод.

Дети благодарят Тундровичка, «садятся в автобус», возвращаются назад в детский сад.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector