У пауков скакунчиков обитающих в индии егэ

У пауков скакунчиков обитающих в индии егэ

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В северной части Индийского океана благодаря тёплому экваториальному течению живёт множество кораллов и рыб, а в южной встречаются айсберги.

2. Из-за тёплого экваториального течения северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод».

3. Благодаря тёплому экваториальному течению в северной части Индийского океана созданы условия для жизни кораллов и рыб, а в южной покачиваются айсберги.

4. В южной части Индийского океана, близкой к Антарктике, медленно покачиваются в волнах течения Западных ветров гигантские айсберги.

5. В северной части Индийского океана, которую называют «океаном прогретых вод», часто можно встретить гигантские айсберги.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

5. Таким образом,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОДА, -ы, вин. воду, мн. воды, ж.

1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды. По воду ходить (за водой; прост.). Прополоскать (промыть) в трёх водах (трижды). Много (немало) воды утекло (прошло много времени; разг.).

2. В нек-рых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.

3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах). Большая в. (в половодье). Малая в. (самый низкий её уровень). Опуститься под воду или подводу. Ехать водой (водным путём).

4. мн. Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды (в пределах данного государства). Территориальные воды (участки морского пространства, входящие в состав данного государства). Нейтральные воды.

5. мн. Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги.

6. мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах. Поехать на воды. Минеральные воды.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Почва здесь была КАМЕНИСТАЯ.

2. ГОДОВАЛЫЙ опыт работы

3. В этом ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ ансамбле сочетаются традиции древнерусского зодчества и современные архитектурные тенденции.

4. Он поразил всех своим АРТИСТИЧНЫМ исполнением.

5. ДИПЛОМАНТ конкурса пианистов.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ в город

до ПЯТЬСОТ семи раз

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Каждый день прогуливаясь по набережной, меня не переставал восхищать «оград узор чугунный», о котором писал ещё А. С. Пушкин.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Прочитав эту статью, я стала ещё больше гордиться своим языком.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Не только октябрь — унылое время года, но время походов в лес за грибами.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Жирафы — одни из крупнейших животных, обитающих на суше, и самые высокие звери на планете.
6) Сейчас скоростной спуск на лыжах со склонов, покрытым травой, стал самостоятельным видом спорта.
7) Я рассказал о своих странствиях и убедил слушателей в реальности описываемых мною событий.
8) В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов, обращаясь к читателям, призывает беречь в себе человека.
9) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Она н(1) к кому н(2) имела претензий, н(3) на кого н(4) сердилась — для нее н(5)чего н(6) существовало.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (КАК)БУДТО и не было этих каникул — КАК(ТО) быстро они пролетели.

2. (ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.

3. «КАК(БЫ) решить эту проблему?» — упорно думал он (В)ТЕЧЕНИЕ всей недели.

4. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что он дремлет КАК(БЫ) незаметно, надвинув на глаза широкополую соломенную шляпу.

5. Солнечный луч на железной крыше создаёт нечто (В)РОДЕ горного ледника, ИЗ(ПОД) которого рекой струится вода.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.

2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

3. Она пристала к берегу и неизвестно зачем вскарабкалась на яр.

4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стёпа Лиходеев пролежал в квартире до тех пор(1) пока Коровьев (2) издеваясь над ним(З) не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром(4) внушив предварительно встречавшим Стёпу представителям угрозыска(5) что Стёпа вылезет из аэроплана(б) прилетевшего из Севастополя.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потом (1) человек в плаще поднимается всё выше к луне (2) увлекая своего спутника (3) за спиной (4) которого (5) идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

То ли кустик герани далековато стоял (1) то ли соседка махнула на него рукой по той причине (2) что он захирел в первый же летний месяц (3) и было видно (4) что не жилец (5) но даже тогда (6) когда неожиданно выпал ранний снег (7) соседка не убрала его в тепло.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.

(1)Два случая. (2)Между ними — срок долгий, почти жизнь. (З)Первый — совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:

(12)— Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо.

(17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.

(19)— Тебе что было велено. — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:

(20)— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.

(21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку.

(23)А мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил: (24)«Не ругай, пожалуйста. » — не испуг, а лишь искренняя просьба.

(25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».

(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.

(31)— Не ругай. — повторила мать и тоже улыбнулась. (32)— Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать.

(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.

(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.

(41)И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.

(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.

(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.

(60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (6З)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.

(64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:

(65)— Не ругайте меня, пожалуйста.

(66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце.

(67)Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:

(68)— Ладно, не будем тебя ругать. (69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была. (72)И ростом, и статью. (73)А характер. (74)Куда что делось. (75)Человек я — тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.

Читайте также:  Эвтаназия собаки на дому цена в москве

(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. В детстве Петя с испугом просил бабушку не ругать его за опоздание.

2. Рассказчик хотел прийти на помощь провинившемуся сыну.

3. Спустя много лет герои жили в старом доме только летом.

4. Женщина просила сына и внука отложить переезд.

5. Пожилым людям тяжело даётся переезд с места на место.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. Предложение 5 уточняет содержание предложения 4.

2. В предложениях 6—16 представлено повествование.

3. В предложениях 28—29 представлено рассуждение.

4. Предложение 42 представляет собой следствие из предложения 41.

5. Содержание предложения 73 противопоставлено содержанию предложений 69—72.

Из предложений 64—69 выпишите фразеологизм.

Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя (А) _____ (в предложениях 20, 24, 26, 31), который становится основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Борис Екимов прибегает к (Б) ____ («матушка» в предложениях 10, 38, «воробьишко» в предложении 28), которые подчёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (В) _____ (предложения 49, 50, 51, 55) и (Г) _____ (предложение 69) — усиливают выразительность текста и помогают передать авторское отношение к изображаемому».

2) лексический повтор

4) уменьшительно-ласкательные формы

5) ряды однородных членов предложения

6) односоставные предложения

8) восклицательное предложение

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Теория и практические задания для отработки 3 задания.

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к 3 заданию ЕГЭ»

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика

В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании вам будут представлены только многозначные слова, т.е. такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания Вам не понадобятся теоретические знания, нужно только уметь анализировать.

Рассмотрим на примере.

(1) Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее четко выделяемыми в ткани текста.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТКАНЬ, -и, ж.
1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.
2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей.
3.перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.
4. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).

Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).Как мы видим из контекста, слово ткань явно употреблено не в прямом значении (оно не связано с ткаными материалами или изделием), значит 1-е и 2-е значения нам не подходят. В 4-ом значении имеется в виду термин, и он нам тоже не подходит. Остается 3-е значение, оно и будет ответом.

Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста.

Например: Шелковая ткань, льняные ткани, ткань текста.

Отработка задания №3

(1)Никто точно не знает, сколько лет Вселенной. (2)Долгое время ученые считали, что Вселенная образовалась 15-20 млрд лет назад. (3)Такое мнение основывалось на математических расчетах, в которых использовалась наблюдающаяся в настоящее время скорость расширения Вселенной. (4) . данные, полученные с помощью космического телескопа Хаббла, указывают на то, что Вселенная почти в два раза моложе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СКОРОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Степень быстроты движения кого-, чего-л. или распространения чего-л., а также совершения какого-л. действия, протекания процесса. Развить, увеличить с. Набирать с. Превышать с. Определить с. Достигнуть максимальной скорости. Высокая, предельная с. Сверхзвуковая с.Бешеная с. (разг.). С. полёта. С. бега. С. течения. С. света. С. звука.С. стрельбы. С. резания. С. вычисления. С. вращения.

2. Разг. Большая быстрота движения или осуществления чего-л. Срежем угол для скорости.

3. (с опр.). Ж.-д. Степень быстроты доставки грузов. Отправка грузов малой скоростью. Груз идёт пассажирской скоростью.

4. Техн. Степень тяговой силы автомашины, трактора и т.п., изменяющаяся в зависимости от порядка сцепления шестерён. Включить с. Переключение скоростей. Первая (вторая, третья) с.

5. Разг. Очень быстро, стремительно. Мчаться на всех скоростях. Со скоростьюкого-чего. в зн. нареч. Ползёшь со скоростью черепахи.

(1)То, как выглядит цветок, во многом зависит от способа, которым он опыляется. (2)Виды, которые опыляются ветром, обычно мелкие, невзрачные, без яркой окраски, поскольку им не нужно привлекать внимание насекомых и птиц для распространения своей пыльцы. (3) .. цветки, опыление которых зависит от существ, переносящих пыльцу, должны привлекать их внимание, так как они помогут осуществить перекрестное опыление, такие цветки более привлекательны.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Внешний облик кого-л.; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий вид у кого-л. Требования к внешнему виду военнослужащего. Появиться в нетрезвом виде. Делать вид (притворяться).

2. Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна.Снять комнату с видом на море.

3. Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. Виды Крыма. Альбом с видами Москвы.

4. Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. Виды на будущее. Виды на урожай. Вид на жительство.

5. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло — вид мебели.

6. Лингв. Грамматическая категория, обозначающая характер протекания глагольного действия. Совершенный, несовершенный вид.

(1)У пауков – скакунчиков, обитающих в Индии, Южном Китае и Тайване прекрасное зрение и большая дальность прыжка, поэтому многие бабочки, часто становятся их добычей. (2)… не все бабочки страдают от прыгающих пауков, потому что у некоторых крылья украшены узором, который напоминает паучье тело. (3)В результате паук, несмотря на хорошее зрение, видит не бабочку, а сородича, и не нападает.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Материя, вещество, заполняющие определённую часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твёрдые, жидкие, газообразные тела.Законы падения тел. Небесные тела (планеты, звёзды). Рабочее т.(спец.; вещество, используемое для питания двигательных установок космических кораблей, ракет и т.п.).

2. Часть пространства, ограниченная со всех сторон. Геометрическое т.Тела вращения. Поверхность сферического тела.

3. Организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях. Строение, части тела. Температура тела. Массаж тела. Появление сыпи на теле. Трястись, дрожать, вздрагивать всем телом. Следить, ухаживать за своим телом.

4. Часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус. Непропорциональное т. Мускулистое, гибкое т.Тренированное, дряблое т. Загорелое т. Хилое, упитанное т.Вспотевшее, жирное т. Т. женщины, мальчика. / О туловище, корпусе животного, птицы. Длинное т. собаки. Гибкое т. кобры.

5. Основная часть чего-л. Т. позвонка. Т. поршня. Т. плотины. Т. дерева (ствол). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (спец.; основной массив, скопление полезного ископаемого в виде пласта, жилы, трубки и т.п. среди других пород рудного месторождения). Т. истребителя, теплохода (корпус). Т. пушки, пулемёта (ствол и главный рабочий механизм).

(1)Ученые давно пытаются выяснить, если ли у слонов самосознание и проводят тесты зеркалом. (2)В ходе таких экспериментов было установлено, что слоны, видя отражение в зеркале, принимают его за собственное. (3) …, можно говорить о том, что у слонов в какой-то мере есть самосознание и их психическая и социальная жизнь намного сложнее, чем может показаться.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Ж. растительного мира. Законы жизни. Ж. Вселенной. Ж. Земли, Солнца. Ж. леса. Ж. моря, гор.

Читайте также:  Пустельга сообщение для 4 класса

2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения, роста, развития и до разрушения (противоп.: смерть). Беречь ж. Дорожить жизнью.Ж. едва теплилась в нём.

3. Полнота проявления физических и духовных сил. Кто-л. полон жизни. В нём много энергии, много жизни. Любовь вдохнула в неё новую ж. (вызвала сильный подъём всех жизненных сил).

4. Время, период существования от рождения до смерти. Короткая, долгая ж. Ж. провести, дожить, доживать и т.п. В начале, в конце жизни.

5. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная ж. страны. Ж. государства. Ж. человечества. Сегодняшняя ж. мирового сообщества. Общественная ж. Духовная ж. Ж. в искусстве, в науке.

6. Реальная действительность; бытие. В окружающей жизни немало интересного. В жизни он совсем другой, чем на сцене.

7. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Проснулись птицы, и ж. началась. К вечеру ж. на улицах замирает. Ж. на базаре кипит вовсю.

(1)В последнее время многие родители жалуются на повышенную утомляемость, сонливость и рассеянность их детей. (2)Обеспокоенные этим, исследователи из Лондонского университета провели анкетирование 700 семей, в которых были дети от 5 до 15 лет. (3)Благодаря. выяснилось, что причиной низкой физической активности и отсутствия концентрации является использование гаджетов в ночное время.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждет (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определенный момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времен). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

7. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.

8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.

(1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2)Согласно . версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).
2) Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.
3) Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.
4) Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.

(1) Существуют настолько массивные космические объекты, что они не могут посылать вообще никаких сигналов. (2) Огромная сила тяготения этих небесных тел удерживает даже световые лучи, такие тела называют чёрными дырами. (3) Они удерживают свет, как наша Земля удерживает твёрдые предметы, а так как мы можем видеть только те тела, которые излучают или отражают свет, чёрные дыры навсегда останутся для нас невидимыми.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТЕЛО, -а, мн. тела, тел, телам, ср.
1) Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т.
2) Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды).
3) Часть организма человека или животного, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.
4) Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины.
Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол).

(1)Врачи давно заметили, что люди, работающие в шахтах на добыче каменной соли, калийных солей, почти не страдают лёгочными заболеваниями. (2) возникла спелеотерапия, основанная на положительном влиянии на организм человека среды соляных естественных и искусственных пещер. (3)Эта среда отличается специфическим микроклиматом (важно прежде всего его постоянство), стерильной чистотой воздуха, в котором отсутствуют аллергены, но зато есть полезные для человека ионы калия, магния и других элементов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
1) Выражающий согласие, одобрение, утвердительный. Положительное решение. Положительная оценка. П. ответ.
2) Полезный, существенный, заслуживающий одобрения. П. результат.
П. факт. Положительное явление.
3) полн. ф. В математике: представляющий собой величину, взятую со знаком «плюс» (+), бóльшую, чем ноль. Положительное число.
4) полн. ф. Относящийся к тому виду электричества, материальные частицы которого называются протонами, позитронами (спец.). П. электрический заряд.

(1)Средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти с 1861 года, когда впервые стали производиться замеры. (2)Учёные считают, что это в значительной мере обусловлено промышленными выбросами углекислого газа и метана в атмосферу, усиливающими «парниковый эффект», который и должен привести к изменению климата. (3) в 1997 г. был принят международный договор, известный под названием «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАСТИ, -ту, -тёшь; рос, росла; росший; росши; несов.

1) О живых существах, организмах: живя, увеличиваться, становиться больше, выше, длиннее. Дети быстро растут. Трава растёт.

2) (1 и 2 л. не употр.). О растениях: быть, находиться, иметь распространение где-л. В саду растёт яблоня.

3) Проводить где-н. своё детство, ранние годы жизни. Рос в городе. Ребёнок растёт в дружной семье.

4) (1 и 2 л. не употр.). Увеличиваться количественно, в размерах, в объёме. Растёт интерес к искусству. Растёт спрос на товары. Город растёт. Новостройка растёт на глазах. Температурные показатели растут.

5) Развиваясь, совершенствоваться. Талант растёт. Художник растёт. Растущий специалист. Р. в чьих-н. глазах (приобретать всё большее уважение, авторитет).

UPD. Внимание! В статье используется термин "тарантул", но на самом деле речь идёт о пауках-птицеедах (Theraphosidae). Это происходит из-за неточностей перевода: те пауки, которые в английском называются "tarantulas", в русском называются птицеедами

На фото — сценка из жизни амазонских джунглей: перуанский тарантул (Pamphobeteus sp.) перешагивает через маленькую лягушку Chiasmocleis ventrimaculata из семейства узкоротов, даже не думая закусить этим сочным земноводным. Лягушки этого вида беспрепятственно проживают в норке тарантула и очень любят забираться в домик из его ног: под охраной огромного и грозного паука им не страшны многочисленные амазонские враги — рептилии и крупные членистоногие. Тарантул вполне питается другими видами лягушек, а вот своих «питомцев» не трогает.

Впервые такие взаимоотношения описали еще в 1989 году в национальном резервате Тамбопата (Tambopata National Reserve) в Перу: узкороты Chiasmocleis ventrimaculata проживали в норках тарантулов Xenesthis immanis (правда, есть подозрения, что вид тарантула авторы определили неверно, но это не так уж важно). Ученые сидели у норок пауков и наблюдали, как из них высовываются тарантулы, лягушки, тарантулы вместе с лягушками, и как они вместе или по отдельности отправлялись на прогулки вокруг родного дома. Лягушки тут явно не просто прятались: они отлично жировали на мелких беспозвоночных, которых привлекали остатки с паучьего стола. Пауки, в свою очередь, прекрасно отличали «своих» лягушек от амфибий других видов. Ученые наблюдали, как молодые тарантулы хватали узкоротов, подносили ко рту, исследовали ротовыми конечностями и затем отпускали, не причинив вреда. Вероятнее всего, здесь работали химические маркеры: из-за токсинов на коже узкороты довольно невкусные. Видимо, потому-то и такие взаимоотношения и стали возможны.

Узкороту нечего бояться: грозный тарантул способен справиться с большинством врагов маленькой лягушки. Фото © Emanuele Biggi с сайта roaring.earth

Но что тарантулу от такого соседства? Авторы первого исследования на эту тему намекнули, что узкороты специализируются на поедании муравьев — главных любителей паучьих яиц. Ведь тарантулы специализируются на крупной добыче и не могут переловить всю мелочь, которая ползает вокруг.

Интересные эксперименты описаны в неопубликованной магистерской диссертации Джолин Чаканы (Jolene Csakany) из колледжа ESF, США. Как раз Джолин и усомнилась в идентификации вида тарантула в статье 1989 года: она заметила, что пауки этого вида не встречаются в Перу и выглядят иначе, чем представленные на фотографиях в статье, и определила тарантула как новый вид из рода Pamphobeteus. Чаканы заметила, что узкороты селятся в норках не одного, а как минимум двух видов тарантулов. Она провела интересный эксперимент: прикрепила шкурку узкорота на тело лягушки свистуна Leptodactylus andreae, которую тарантулы обычно едят, — и предложила паукам. Тарантулы брали такую лягушку в чужой шкурке, исследовали ее и отпускали. Эти эксперименты подтверждают теорию о том, что пауки пользуются химическими сигналами.

Узкороты трогательно подползают под тарантула и гуляют вместе с ним

В Индии похожие взаимоотношения заметили между крупными и агрессивными тарантулами из рода Poecilotheria и узкоротами Kaloula taprobanica. На Шри-Ланке — между пауками Poecilotheria ornata и узкоротами Uperodon nagaoi, причем они делили не норки в земле, а дупла в деревьях. В этих дуплах находили паучьи яйца и молодняк пауков или лягушек или и тех, и других. Дупла деревьев в тропическом лесу — важный ресурс, за который конкурирует множество самых разных животных, многие их которых лягушками питаются, так что иметь собственного тарантула в таких случаях особенно полезно. Исследователи описывают, как тарантулы Poecilotheria атаковали гекконов Hemidactylus depressus, когда те пытались поедать икру узкоротов, с которыми пауки делили дупло.

Читайте также:  Имена для акита ину мальчиков

По всей вероятности, такие мутуалистические отношения возникали независимо среди разных видов и в разных сообществах. Узкоротами дело отнюдь не ограничивается: их место в жизни мексиканских тарантулов Aphonopelma, похоже, занимают свистуны Engystomops pustulosus.

Фото © Emanuele Biggi с сайта mindenpictures.com.

Паук-вампир отличает комариных самок от самцов по брюшку и усам

Паук-вампир Evarcha culicivora, представитель семейства пауков-скакунов, получил это название за свою страсть питаться самками малярийного комара, насосавшимися крови. Биологи из Новой Зеландии и Кении исследовали, по каким визуальным признакам паук отличает насосавшуюся кровью самку от самца или голодной самки комара. Оказывается, заполненное кровью брюшко самки является необходимым, но никак не достаточным признаком. Кроме этого, имеет значение степень опушенности антенн, которая сильно различается у самцов и самок комаров. А если паук не видит брюшка комара, то его выбор базируется целиком на оценке опушенности антенн.

Паук-вампир Evarcha culicivora поедает самку комара. Изображение © R. R. Jackson с сайта salticidae.org

Когда вы оказываетесь в облаке жужжащих комаров, вряд ли вы способны отличить одного комара от другого. Не так легко сразу распознать сытых, насосавшихся чьей-то крови и с раздувшимися брюшками, или, наоборот, голодных и худосочных. Вы также вряд ли отличите самцов, имеющих опушенные антенны, от самок с неопушенными усами. А вот некоторые существа, у которых глаза имеют гораздо худшее разрешение и нервная система устроена существенно проще, чем у нас с вами, способны это делать.

Пауки-скакуны (Salticidae) — активные дневные охотники, которые не строят паутины для ловли своих жертв (см., например: Пауки-скакуны послужили моделью для изучения мимикрии, «Элементы», 24.01.2007). Они имеют восемь глаз, среди которых особенно выделяются два больших, выдвинутых вперед глаза, которые называются главными. Если боковые глаза эффективны при распознавании двигающихся объектов на периферии поля зрения, то главные глаза, отличающиеся относительно высокой остротой зрения, отвечают за распознавание деталей жертв.

Паука-скакуна Evarcha culicivora, обитающего в Восточной Африке, называют пауком-вампиром. Это название он получил за то, что предпочитает охотиться на самок комаров, насосавшихся кровью, тогда как голодных самок или самцов комаров, питающихся нектаром, презрительно игнорирует (см. также: Комары снабжают человеческой кровью пауков, «Элементы», 12.10.2005). Этот паук выбирает преимущественно комаров из группы видов Anopheles gambiae, основных переносчиков малярии. Так что косвенно он даже делает доброе дело для человека, хотя и в очень небольших масштабах.

Как E. сulicivora отличает сытых комариных самок от остальных насекомых? Несколько лет назад биологи из Кентерберийского университета (Крайстчёрч, Новая Зеландия) и Международного центра по изучению физиологии и экологии насекомых (Найроби, Кения) показали, что пауки распознают насосавшихся самок и по запаху, и по внешнему виду. Но до сих пор было непонятно, что именно во внешнем виде самок может служить ключевым признаком. Те же авторы решили исследовать, какие признаки для паука важнее всего при выборе жертвы. Логично было предположить, что это большое и красное брюшко насосавшейся самки. Но, кроме того, авторы предположили, что паук может распознавать комариную самку и по тонким, неопушенным антеннам (у самца, напротив, антенны сильно опушены, рис. 1).

Рис. 1. Самец (слева) и самка (справа) комара, прикрепленные к кусочкам пробки. Именно такие приманки использовались в обсуждаемой статье в Journal of Experimental Biology. Фото с сайта blogs.discovermagazine.com

Для поведенческих экспериментов авторы использовали комаров-франкенштейнов, то есть комаров, состоящих из разных частей других комаров (Франкенштейн — герой знаменитого одноименного фантастического романа, написанного в XIX веке Мэри Шэлли, созданный из фрагментов тел умерших людей.) Например, голову и грудь они брали от самки комара, а брюшко — от самца. Насекомых фиксировали 80-процентным спиртом, после чего их препарировали. Разные части склеивали прозрачным клеем, и такую приманку сажали на кусочек пробки, придавая насекомому максимально естественную позу (рис. 1).

Для исследования предпочтений E. сulicivora авторы сконструировали непростые установки, в которых эксперименты проводились по принципу парного выбора. Во-первых, была сделана установка, в которой паукам предлагались неподвижные приманки. Для этого использовали квадратный стеклянный короб, по разным сторонам которого были проделаны четыре дырки для четырех пробирок (рис. 2А). По обе стороны от каждой пробирки помещались приманки. Стеклянный короб был окружен деревянными белыми стенками, чтобы приманки были хорошо видны паукам на их фоне. Пауку предоставлялся выбор между двумя парами приманок: например, рядом с одной пробиркой помещали двух одинаковых насосавшихся самок, а рядом с другой пробиркой — двух одинаковых голодных самок. Тестируемого паука помещали в короб через центральное отверстие, после чего смотрели, в какой из двух пробирок паук пробудет дольше 30 с. Каждый эксперимент длился не дольше 30 мин.

Рис. 2. Установки, использованные при изучении охотничьего поведения паука Evarcha culicivora. (A) Стеклянный короб размером 10 × 10 см и высотой 3,5 см окружен белыми стенками. Отверстия в боковых стенках короба соединены со стеклянными пробирками, в которые может заползать тестируемый паук. Паук запускается в короб через центральное отверстие. Рядом с каждой пробиркой помещаются по две приманки-комара, причем каждый раз их помещают около одной из стенок a и около одной из стенок b. (B) Стеклянная арена (белый прямоугольник) окружена белыми стенками. Паук запускается на арену с одной стороны, две приманки-комара (lures) помещаются с противоположной стороны. Приманки с помощью специального триггера (camera cable-release cord) могут опускаться и подниматься на 5 мм. (C) Видеоизображения комаров-приманок отображаются на экран (stimulus screen) через проектор и добавочные линзы (уменьшающие изображения). К экрану подходит мостик (ramp), по которому может приближаться паук. Рисунок из обсуждаемой статьи в Journal of Experimental BiologyВ этой серии экспериментов использовали не только самок, питавшихся кровью, но и самок, питавшихся сахарным сиропом. Как и ожидалось, пауки предпочитали самок, насосавшихся кровью, и реже выбирали самок, питавшихся сиропом, и самцов. Интересно, что красное и большое брюшко играло решающую роль при выборе приманки. То есть если пауку предлагалось выбрать между разной формой и цветом брюшка, паук выбирал брюшко с кровью независимо от формы антенн. А если предлагалось выбрать между опушенными и неопушенными антеннами при наличии брюшка, наполненного сиропом, паук был нерешителен, и выбирал то одну, то другую приманку. Но если выбор стоял между опушенными и неопушенными антеннами при наличии брюшка с кровью, паук выбирал неопушенные антенны (характерные для самок).

Во второй серии экспериментов авторы использовали движущиеся приманки и использовали лишь два варианта брюшка — либо брюшко насосавшейся кровью самки, либо брюшко самца. Для этого они также использовали стеклянный короб, но в одной из стенок этого короба были проделаны два отверстия, через которые паук мог видеть две приманки, которые всегда были ориентированы головами к пауку (рис. 2В). Эти приманки могли двигаться вверх-вниз по желанию экспериментатора. Когда паука помещали в короб, каждые 30 с приманки однократно опускались и поднимались на 5 мм: таким образом паук не всегда видел приманку целиком. Когда паук залезал в одно из двух отверстий и забирался на диск с приманкой, это расценивалось как выбор. У некоторых приманок либо голова с грудью, либо брюшко были закрыты черной бумагой — в этом случае паук совсем не видел закрытую часть тела комара.

В этой серии экспериментов получились немного другие результаты, чем в первой серии. Если брюшки у двух приманок были одинаковые или совсем невидимы, то паук чаще выбирал неопушенные антенны (то есть антенны самки). Если были закрыты антенны и видно только брюшко, паук не выказывал явных предпочтений.
Наконец, в третьей серии экспериментов авторы показывали паукам кино. Вначале они сделали компьютерное изображение комара в 3D, используя результаты микроскопии. Виртуальные комары отличались только антеннами, зато они могли двигаться, имитируя чистку этих самых антенн. У всех комаров были большие, но серые брюшки. Десятисекундное видео показывали через проектор на экране площадью примерно 12 см2, к которому был перекинут мостик от вертикальной подставки (рис. 2C). На этот мостик высаживали тестируемого паука и отмечали его реакцию на проигрывание двух изображений комаров. Ответ считался положительным в том случае, если паук не просто подкрадывался, но и прыгал на одного из двух виртуальных комаров, показываемых на экране.

В отличие от второй серии экспериментов, в третьей серии изображения приманок никак не менялись в зависимости от позиции самого паука. Кроме того, цвет и форма брюшка соответствовала брюшку питавшейся сиропом самки. Результат получился такой же, как и во второй серии: паук чаще прыгал на изображение с неопушенными антеннами, характерными для самок, чем на изображение с опушенными антеннами.
Итак, что нам говорят результаты этих разнообразных экспериментов? Оказывается, E. сulicivora очень проницательный и изощренный охотник. Его охотничье поведение достаточно пластично и зависит от ситуации. Если паук видел комара целиком, то красное брюшко для него словно красная тряпка для быка — он уже мог не обращать внимания на другие признаки, такие как степень опушенности антенн. Если паук не видел брюшка, а только антенны (что вполне может происходить в природе), то он скорее выбирал неопушенные антенны самки, хотя обладательница их могла быть голодна или поела сахара. Кстати, когда паукам предлагали выбрать между самцом комара и самкой, поевшей сиропа, пауки выказывали предпочтения последним. Пауки оказывались в замешательстве в тех случаях, когда предъявляемая модель была неестественной, например когда антенны самца сочетались с большим брюшком самки. Вполне возможно, что в данном случае получаемый стимул не соответствовал врожденному шаблону восприятия E. сulicivora.

Видимо, замечательное охотничье поведение E. сulicivora обусловлено и прекрасным зрением, свойственным также другим паукам-скакунам. Исходя из данных по другим видам этих пауков, авторы подсчитали, что сетчатка главных глаз E. сulicivora состоит примерно из 1000 рецепторов. Кроме того, почти все пауки-скакуны могут шевелить главными глазами с помощью глазных мышц. Если потенциальная жертва попадает в поле зрение боковых глаз паука, то тот поворачивается и начинает приближаться к жертве, «всматриваясь» в нее уже подвижными главными глазами. И если жертва оказалась живой порцией крови в упаковке, тут уж ей несдобровать.

Источник: Ximena J. Nelson, Robert R. Jackson. The discerning predator: decision rules underlying prey classification by a mosquito-eating jumping spider // Journal of Experimental Biology. 2012. V. 215. P. 2255–2261.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector