Как одессит Иван Воробьев основал в подвале дома маленькую ферму по производству микрозелени.
Ранее Иван Воробьев работал в ресторане, сейчас рестораны работают на него: 33-летний одессит основал в подвале дома маленькую ферму по производству микрозелени и удачно реализует собственный продукт в заведениях питания и торговых сетях. Об том написали журналисты
НВ.
Улучив момент, когда журналисты НВ готовили камеру для записи интервью, одесский бизнесмен Иван Воробьев задает внезапный вопрос: “Вам говорить правду, что [моя] мотивация в бизнесе — это заработать средства? Либо говорить про цель?”.
В конечном итоге он сказал сходу обо всем. Начав с того, что предпринимательством стал заниматься четыре года вспять, в 29 лет.
Воробьев три раза закрывал свои предприятия — те оказывались плохими. “Открывал на один раз больше”,— уточняет он. Такая математика смотрится необычной, если знать, что все это время одессит пробовал зарабатывать на одном и том же — выращивал и продавал микрозелень.
За непривычным большинству украинцев заглавием кроются всего только пророщенные до состояния “1-ые два листика” семечки подсолнечника, редиска, зеленоватого горошка, также других овощей и травок. Подобные продукты употребляют в главном проф повара в ресторанах.
Не считая того, в круг потребителей таких вот ростков входят фанаты здорового стиля жизни (ЗОЖ), которые употребляют юные растения в качестве витаминной добавки.
Воробьев и сам из их — он увлечен спортом и держится принципов здорового питания.
После чего признания самое время было бы заговорить о миссии. Но одессит перебегает к деньгам.
Его компания "Порция здоровья" каждый месяц реализует 6 тыс. ящиков микрозелени — маленьких емкостей с десятками ростков — и поболее 100 кг срезанного продукта. Маржа на каждом ящике добивается 30–100 %, стоимость 1-го бокса — 30–35 грн. А вот уже срезанная зелень стоит от 200 до 250 грн за кг.
Большие национальные и региональные торговые сети, также более 150 ресторанов страны приобретают микрозелень от Воробьева. Пусть пока и маленькими партиями.

РЕСТОРАТОРЫ — ЗА: Алексей Дмитриев из ресторана Bernardazzi считает, что использовать микрозелень необходимо не как украшение блюд, как их настоящий ингредиент
Средства на цель
Климат Одесской области обладает чертами субтропиков: мягенькая зима, относительно затяжная весна, теплое лето и долгая теплая осень. Западный край региона отличается к тому же красивыми черноземами. В общем, рай для агрария.
Только Воробьеву всего этого не надо: он городской крестьянин, дитя асфальта и бетона.
Его плантация микрозелени расположилась в одесском спальном районе Таирово — это городская окраина.
В доме бизнесмен арендует подвал площадью 350 кв. м, где на стальных стеллажах стоят боксы с растениями. Часть урожая спеет на обыденных подносах — зелень выращивается способом гидропоники, другими словами на пропитанных водой особых листах. На стенке висит вентилятор, поддерживающий в подвале атмосферу “нескончаемой весны”. И работает насос, подающий воду.
Чтоб сделать эту “ферму” реальностью, Воробьеву пригодилось четыре года, в протяжении которых он то открывал свое дело, то закрывал его.
Одессит начал проращивать зерна на своем балконе: себе и чтоб продавать часть ее в ресторан, где он работал шеф-поваром. Идею подсмотрел в вебе, во время поисков новых здоровых товаров.
“Домашнюю ферму” закрыл через несколько месяцев. В Одессе наступил очередной туристский сезон. Работы в ресторане, где трудился Воробьев, прибавилось, и времени на свое дело чертовски не хватало. А увольняться он не рискнул.
Так было еще два раза. Пока Воробьев не познакомился с 2-мя юными одесскими предпринимателями, занимающимися недвижимостью: будущие партнеры сошлись на почве общего энтузиазма к ЗОЖ.
Воробьев уговорил земляков рискнуть, тем паче что тренд на здоровое питание и необычные приправы докатился и до Одессы.
Сам бизнесмен считает: уверить инвесторов ему посодействовал не бизнес-план, а увлеченность мыслью, страсть. “Ты продаешь свою эмоцию и свою энергию”, — с неким пафосом разъясняет бизнесмен.
Хотя ему тогда посодействовала не только лишь личная харизма, да и состоявшийся бизнес — кафе здорового питания Omega Three, в каком Воробьев — сооснователь, идеолог и бренд-шеф. Он открыл заведение в феврале 2016-го в центре Одессы, недалеко от Оперного театра, чтоб продавать смачную и здоровую еду.
К попытке № 4 — ферме "Порция здоровья" — фуррор пришел не сходу.
Первой большой ошибкой стала аренда старенькой русской теплицы, в реконструкцию которой Воробьев и партнеры вложили $ 10 тыс. Летом для юных растений в ней очень горячо, зимой — чрезвычайно холодно. “Взрослый огурец может вынести жару и в 40 градусов: он чуток поник, но после полива восстановился. А юному растению труднее”,— разъясняет бизнесмен.
К тому же по технологии растения высаживают в ящики плотно друг к другу. И если часть семян начинала сгнивать, порча переходила на весь сбор.
Бизнесмен взялся находить помещение с более размеренным климатом. Так "Порция здоровья" переселилась в подвал дома. Чтоб дооборудовать новейшую плантацию, пришлось дополнительно вложить $ 4 тыс.
2-ой осечкой стало излишнее доверие к спецам с неплохим резюме и профильным дипломом, ведает Воробьев, не имеющий агрономического образования.
Из-за действий таких вот нанятых “экспертов” компания теряла сбор и вытерпела убытки. “Полтеплицы выносили в мусор, клиентам нечего было давать”, — вспоминает Воробьев.
Сейчас он сам учит юных служащих, которые работают не нарушая прописанных инструкций.
Неувязка с толковыми кадрами — общая и самая насущная для украинского агробизнеса, гласит Наталья Погожева, сооснователь образовательной платформы Ukrainian Heritage Foundation. По ее оценке, посреди всех выпускников сельхозвузов квалифицированными спецами могут считаться только 5 %. “Агровузы дают оторванное от жизни образование,— констатирует она. — Студентов учят педагоги, которые отстали от современных технологий и часто понятия не имеют о том, что происходит в мире”.
Мучаются от такового положения вещей средние по размеру предприятия и даже большие агрохолдинги, имеющие возможность инвестировать в классных профессионалов. Малому же бизнесу, гласит Погожева, ужаснее всего.
С чем было меньше всего заморочек у основоположника Порции здоровья, так это с рынком сбыта: Воробьев с самого начала рассчитывал продавать свои растения шеф-поварам в рестораны. Потребности и привычки этой категории клиентов он отлично знал: сам практически 10 лет проработал на кухне.
Сначала сам прогуливался на встречи, презентуя свою продукцию. И шеф-повара стремительно все понимали.
“Ростки подсолнечника — они сладенькие,— ведает Алексей Дмитриев, управляющий партнер одесского ресторана Bernardazzi. — Редис дает особенную остроту, горох — травянистость. Ты берешь и раскладываешь гамму микрогрина [западное заглавие микрозелени] по определенным вкусам. Другими словами используешь как элемент вкуса, а не просто как закорючки”.
Как это делается в Одессе
И се же климат Одессы очень важен для бизнеса Воробьева: курортный город завлекает больше туристов из Украины, близкого и далекого зарубежья.
В 2017-м число таких приезжих достигнуло 2,5 млн человек. Это в 2,5 раза больше, чем самих одесситов. И практически в 1,5 раза превосходит количество гостей, посетивших город в 2015-м.
Поток прилетающих вырос за прошедший год на 36 % и будет возрастать и далее за счет новых прямых рейсов.
Когда сезон теплого моря финиширует, рынок Одессы сдувается до обычных размеров. Вобщем, разница для Воробьева невелика: в среднем оборот его компании $ 10 тыс. “Не в сезон чуток меньше”,— отмечает бизнесмен.
Но для малого бизнеса куда важнее не природный, а деловой климат. И когда речь входит о нем, одесские бизнесмены обычно начинают осторожничать.
По результатам свежайшего исследования Региональный Duing Business, которое провели Кабинет действенного регулирования BRDO и Альянс украинских бизнесменов (СУП) — Одесса как место для занятия предпринимательством не наилучшее в стране. По легкости ведения бизнеса она посреди больших городов на 10-м месте. Валютную Одессу опередили Сумы, Львов, Тернополь и Полтава.
В СУП НВ растолковали, что конкретно делает южный город-миллионник не совершенно комфортным для предпринимателей.
1-ое: тут одна из самых больших арендных плат на землю — 8 % от нормативной валютной оценки. А вот в туристском центре Украины — Львове — она составляет 3 %.
2-ое: регистрация компании в Одессе обойдется в 625 грн, хотя по закону эта процедура должна быть бесплатной. Не считая того, срок ее проведения чертовски долог — выше 16 дней (при норме 24 часа).
Третье: получить разрешение на строительство можно на удивление стремительно, но необходимо придти в надлежащие органы более 16-ти раз.
4-ое: оформление земли в Одессе затягивается на 225 дней и 32 визита в госструктуры. В среднем по стране эти характеристики, соответственно, равны 150 денькам и 16-ти визитам.
Главные же одесские регуляторные “неприятели” малого бизнеса, по данным исследования USAID, — это прохождение таможни, администрирование налогов и регулирование маркетинговой деятельности.
Вобщем, Воробьев ко всем дилеммам уже приноровился. И готов продолжать развивать собственное дело. Тем паче что надежды на рост есть.
Роман Пучко, сооснователь компании ReThink, которая практикуется на “зеленоватых” агротехнологиях, отмечает: микрогрин — нишевая тема. Но его потребление в мире достаточно интенсивно вырастает.
“Я очень верю в это направление,— подхватывает Дмитриев из Bernardazzi. — Микрогрин — очень отменная вещь. Мы его продаем килограммами. Я очень поддерживаю внедрение этого продукта”.