Хомут для лошади: назначение, устройство, запряжка лошади своими руками
22.03.2023 35 0 Admin

Хомут для лошади: назначение, устройство, запряжка лошади своими руками

Хуторское подворье / Рога и Копыта

Уход за лошадью – это не только лишь верный рацион кормления и комфортабельные условия содержания, да и хорошо подобранная сбруя. Принципиальной частью таких аксессуаров является хомут. Его употребляют для соединения сельхозтехники либо повозки с жеребцом. Для производства хомута используют изогнутые бруски и кожу. Форма конструкции дает возможность накрепко зафиксировать сбрую с учетом анатомических особенностей лошадки. Это обеспечивает лучшую передачу силы на тягловое усилие.

Хомут для лошадки

Изобретение хомута стало собственного рода революцией для гужевого транспорта. Обычная и удобная конструкция позволила значительно повысить эффективность грузоперевозок. Сейчас лошадок можно было использовать не только лишь для перевозки людей, да и суровых грузов.

Изобретение хомута позволило использовать лошадок для перевозки грузов

Содержание статьи

История конской сбруи

Лошадка приручили очень издавна: более 7 тыщ лет тому вспять. Длительное время она использовалась только для верховой езды, пока во 2-м тысячелетии до нашей эпохи не выдумали 1-ый хомут в виде кожаного ошейника, туго охватывающего конскую шейку. Доказательством схожих приспособлений служат находки:

  • у халдейских племен, обитавших в Месопотамии;
  • на полуострове Крит, где остались следы минойской цивилизации;
  • в ассирийском королевстве, где сейчас размещен современный Ирак;
  • в древнем Китае.

Примерное строение первого хомута из кожи для лошади 

1-ые хомуты изготавливали из кусочка кожи, туго обхватывающей конскую шейку. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть обхватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-же шейка жеребца. Чем больше усилий прикладывало животное, чтоб тянуть плуг либо тележку, тем посильнее хомут давил шейку. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, потому длительное время к самой тяжеленной работе завлекали волов.

Хомут с двойными лентами, обхватывающими грудь и ноги лошадки

Усовершенствовать приспособление смогли исключительно в 3-ем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Способности крепления позволяли использовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мускулы, как ранее. Такое решение позволяло стопроцентно использовать потенциал животного. В европейских странах подобные приспособления стали использовать не ранее шестого века.

Нагрудный ремень

В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Отысканные картинки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эпохи. Старый хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его употребляют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали жеребцов, на юге все еще использовали волов.

Хомут в виде дуги с подкладом

В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, потому что сейчас ресурсы жеребца можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность жеребца в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошадки с хомутом перевозили на 50% больше. Сначала, из-за большей скорости (по сопоставлению с волом).

Из-за достоинства в скорости внедрение лошадок с хомутами было рациональней, чем внедрение волов

В 1910 году де Нёттес провел во Франции опыт, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадей с ошейниками сдвигала груз в границах полутонны, а те же жеребцы с хомутом – втрое больше! Опыт обосновывает, что хомут – принципиальная деталь упряжки, помогающая умеренно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет использовать заднюю часть тела и все ноги, чтоб толкать груз. Он смягчает давление, свойственное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.

Внедрение хомутов существенно увеличивало грузоподъемность лошадок

Конная упряжь

В набор входят хомут, сбруя, седло. Все девайсы подбирают строго индивидуально, с учетом особенностей телосложения животного. На сбруе никогда не сберегали, изготавливали ее на заказ, подгоняя позже на собственном питомце. Сейчас коневоды получают упряжь, обычно, на рынке либо в особых интернет-магазинах.

Конная упряжь

Полный набор включает уздечку, дугу, подбрюшник, хомут, вожжи, шлею. Как экономный вариант можно приобрести и готовую упряжку, но это не значит, что все ее составляющие непременно подходят жеребцу по размеру. Потому спецы советуют брать все девайсы раздельно.

  1. Хомут. Принципиальная деталь упряжки – это хомут, передающий силу тяги на тележку либо орудие труда. Надевают его так, чтоб он не болтался и не передавливал гортань. Хоть какой дискомфорт приводит к ухудшению работоспособности и здоровья жеребца.

    Хомут

  2. Шлея. Чтоб хомут был зафиксирован накрепко, употребляют крепкую кожаную шлею из нескольких ремней, обеспечивающую регулировку скорости движения скакуна при остановке либо спуске с горы. Размер шлеи должен подходить определенному жеребцу, по другому появятся потертости. Меж ободочным ремнем и седалищными холмами при подгонке должна пройти ладонь.

    Шлея

  3. Подпруга. Долговечность упряжи определяет подпруга, которую изготавливают непременно из кожи, чтоб материал плотно охватывал тело, не доставляя дискомфорта.

    Подпруга

  4. Узда состоит из удил, поводьев и недоуздка, последний надевается на голову скакуна. Самая комфортная уздечка – маленькая: она позволяет вести лошадка с поводьями. Животное можно даже напоить, не снимая упряжку.

    Узда

  5. Вожжи – неотклонимая деталь упряжи. Бывают в кожаном выполнении либо текстильном.

    Вожжи

  6. Седелка поддерживает и закрепляет весь набор. Держит ее на теле подпруга.

    Седелка

  7. Чересседельник закрепляют на оглоблях. Он компенсирует нагрузку от хомута, дуги и оглобель.
  8. Подбрюшник – пропускают под подпругой и закрепляют на оглоблях на среднем уровне.

    Чересседельник и подбрюшник

  9. Дуга держит хомут и оглобли, амортизирует толчки. Крепкие и упругие древесные оглобли схожи по длине.

    Дуга

Строение хомута

В стандартный вариант входят:

  • подкладка;
  • клещи;
  • хомутина.

Оглоблям в упряжке необходимы еще гужи, тележке с постромками – гужевые мочки. Размер хомута находится в зависимости от клещей, в точности повторяющих форму шейки жеребца. Эти характеристики нужно держать под контролем повсевременно: если лошадка истощена либо напротив, набирает вес, сбрую нужно поменять.

Строение хомута

Длину хомута определяют как расстояние меж самой верхней и последней нижней точками. Маленькая модель может давить на шейку и препятствовать нормальному дыханию, длинноватая – болтается очень низковато и затрудняет передвижение.

Материалом для клещей может служить клен либо береза. Волокна должны размещаться по их длине . Сейчас в продаже бывают фанерные клещи. Таковой экономный вариант не любит сырость, потому его нужно защищать от воды.

Клещи

Понизу клещей соединение разбирается, это позволяет без заморочек надеть хомут и подкорректировать на шейке размер. Дерево, из которого изготовлен хомут, врезается в кожу, давит на мускулы, потому для их употребляют хомутину в виде кожаного чехла, набитого травой либо войлоком.

В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтоб подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с наружной стороны меж нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной либо телячьей кожи шириной 9-12 см позже закрепляют оглобли. Из современных материалов употребляют резину, искусственные аналоги. Не считая крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.

На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шейки на спину. Для стандартного корпуса обычно употребляется горбатая седелка. При особенных конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.

Видео — Как запрячь лошадка

Раздвижная модель

Чтоб обеспечить лучшую работоспособность, хомут нужно подбирать точно по габаритам жеребца, чтоб давление на корпус распределялось умеренно. Обычный хомут должен опираться на участок меж шейкой и холкой, боковые ответвления должны обхватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шейки. Достигнуть безупречной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.

Подбираться хомут должен на каждого жеребца раздельно, зависимо от габаритов

Употребляют несколько типов таких моделей, но принципное устройство у их идиентично. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из 2-ух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтоб приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При маленьком усовершенствовании используют и хомут с оглоблями либо с постромочной упряжью.

Раздвижной хомут

Виды сбруи

От вида сбруи зависит ее комплектация, принципиально, чтоб она была высококачественной и соответствовала личным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, набор должен быть не томным и ремонтопригодным. Зависимо от предназначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ употребляют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды созданы для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадок в их может быть различным.

Виды сбруи

Одноконный тип

Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Набор рассчитан на одну лошадка. 1-ый вариант подразумевает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя воспринимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое заглавие такового типа упряжи – оглобельно-постромочное. Тут нередко используются недлинные оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.

Одноконный тип

Постромочно-дышловой вид

Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, в особенности поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Нередко при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом жеребцы получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на жеребца седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошадки приметно усилится.

Постромочно-дышловой вид

Постромочная разновидность

Конструкция совершенно обычная, но не всегда комфортная, потому что при резвой езде повозку можно не удержать. Тягу в таковой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют набор тормозами, чтоб не травмировать лошадка.

Постромочная разновидность

Тачаночный тип

Этот вариант был всераспространен до начала двадцатого века. Четверку жеребцов и тачанку на данный момент можно повстречать разве что на съемках исторических кинофильмов. В набор упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадок запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.

Тачаночный тип

Комбинированная упряжь

Этот вид относят к приемлимо европейским, запрягают 6-8 лошадок. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Принципиально, чтоб скакуны соответствовали друг дружке по росту и силе. Коренников подбирают больших и крепких, чтоб могли сдерживать экипаж. Совместно с ними постромками запрягают пристяжных лошадок, которые держут под контролем повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных жеребцов. Они также определяют направление передвижения, потому их запрягают постромками.

Комбинированная упряжь

ЦУГ

ЦУГ – изобретение с германскими корнями. Употребляют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сейчас таковой вариант – уникальность, лошадки в нем стоят парами либо идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары употребляют дышло, к которому припрягают одну либо несколько пар коренников. Другие лошадки в упряжи – выносные.

ЦУГ

Видео — Европейская упряжь

Советы по выбору хомута для лошадки

Шейка каждого животного имеет свою соответствующую форму. Если надеть на лошадка плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете растеряет здоровье и работоспособность. Обычный хомут состоит из 2-ух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.

Шейка каждой лошадки имеет свою соответствующую форму, это необходимо учитывать при выборе хомута

Приобретая хомут, обращайте внимание, чтоб он не лежал на плечах, а плотно охватывал шейку жеребца. Длиннющий и широкий хомут входит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу фронтальных ног. Маленький хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узенький – усугубляет кровообращение.

Хомут должен плотно прилегать к шейке лошадки

Степень облегания держут под контролем:

  • по краям: на мускулатуре фронтальной оси лопатки;
  • вверху: на гребне шейки, на чале холки;
  • в нижней части: у основания шейки;
  • в нижней части лопатки: на плечелопаточных сочленениях.

Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтоб отыскать собственный вариант, нужно верно измерить характеристики тела:

  • ширину шейки определяют у основания особым приспособлением: циркулем Вилькенса. Но при желании схожее устройство можно сконструировать и без помощи других. Для этого нужно скрепить 3 планки в виде буковкы «П», на перекладине нужно нанести измерительную шкалу. Одна ножка должна передвигаться;

    Циркуль Вилькенса

  • длину определяют сантиметровой лентой, прокладывая ее повдоль основания шейки от плечелопаточного сустава до гребня шейки у начала холки. Если планируете использовать хомут как пахотный либо легковой, прибавьте к своим расчетам 3 см, для возового хомута добавляют 6 см.

При выборе хомута обращайте внимание, чтоб нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, по другому на шейке могут быть повреждения. Хомут, созданный для резвой езды с малозначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значимой, – до 8-10 кг. Хомут, который употребляют для эксплуатации совместно с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и маленьких размеров. Заместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными либо кожаными мочками.

Хомут необходимо выбирать, исходя из целей использования лошадки

Чтоб обусловиться с номером хомута для собственной лошадки, сравните данные измерений с плодами в таблице.

Размер, №01234567891011
Длина, см440460485510535555585610640670710740
Ширина, см210230240250260270280310340360380400

В процессе использования хомуты получают особенности личного строения шейки каждой лошадки.

Видео — Русская упряжь

В продаже бывают и шикарные хомуты, с натуральной кожей, увенчанные бахромой и росписью, даже парадные выездные хомуты для пони. Цена таких шедевров может доходить до 8 -10 тыщ рублей. Словом, приобрести хомут для лошадки можно с хоть каким бюджетом, главное, чтоб он был комфортен и эргономичен для жеребца.

Расписной хомут с дугой

На данный момент средняя стоимость нового, только-только произведенного хомута для лошадки составляет около 100 баксов. Цена его в главном находится в зависимости от материала, из которого сделан гуж: петля в хомуте, которая при помощи дуги прикрепляет оглобли к упряжи. Экземпляры с гужем из сыромятной кожи стоят дороже: около 3400 рублей, с капроновыми гужами — около 2600. Ассортимент хомутов в интернет-магазинах включает несколько 10-ов наименований продукции.

Придуманный более 7 тыщ лет тому вспять, хомут не растерял собственной актуальности и в 20 первом веке: его просто можно отыскать на виртуальных прилавках интернет-магазинов, узреть на фермерском подворье либо в парке, в торжественных санях.

Древнее изобретение употребляется и в наше время, к примеру в торжественных санях

Этапы запряжки лошадки

Источник: selo-exp.com

В закладки
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Как сделать карету своими руками: пошаговые инструкции, чертежи
Бизнес с внедрением ретро-транспорта – реальная золотая жила для фермеров, занимающихся содержанием либо разведением лошадок. Эти потрясающие животные уже издавна не
Змееводство как идея для бизнеса
Змееводство как идея для бизнеса
Змееводство как идея для бизнеса
07.04.22 Хуторское подворье
Продолжая тему новых, внезапных ниш для бизнеса в животноводстве, в этой статье разглядим тщательно идею сотворения змеиной фермы. Целью такового экзотичного
Амуниция для лошадей - из чего состоит и какие функции выполняет
В дальние времена, когда человек только приручал лошадка, он не воспользовался никакими средствами находящимися под рукой, не считая узды. Времена изменялись,